Главная » Статьи » Аутизм причины признаки лечение

Аутизм причины признаки лечение

Аутизм

Аутизм – неизлечимое расстройство, возникающее у человека из-за нарушений в развитии головного мозга с появлением определенных симптомов. Как правило, точный диагноз ставится уже в возрасте до 3 лет, что позволяет родителям начать правильную адаптационную терапию.

Основное проявление заболевания – нарушение восприятия внешних стимулов, что заставляет ребенка обостренно реагировать на них и при этом вовсе не замечать что-то другое. Основные проблемы начинают возникать при попытках других людей наладить коммуникативные связи. Также аутизм у детей не позволяет им быстро адаптироваться к окружающим условиям, мешает обучаться вместе со сверстниками и делает нормальную жизнь просто невозможной.

Первые проявления аутизма у детей раннего возраста

Заподозрить неладное родители могут с раннего возраста. Так, например, основной признак аутизма в возрасте до года – это отсутствие зрительного контакта. То есть ребенок всеми силами будет избегать того, чтобы смотреть взрослому в глаза. Также нет никакой реакции на свое имя, хотя малыш прекрасно его знает.

К году у ребенка отсутствует указательный жест, то есть он никак не показывает на тот предмет, который ему хочется получить, или на то, что ему надо достать с полки. Еще один признак – практически полный отказ общаться с окружающими знакомыми людьми, будь то родители, бабушка или дедушка, братья и сестры. К тому же игровая деятельность такого ребенка заметно отличается о той, что наблюдается у здорового ребенка.

В некоторых случаях происходит регресс в развитии: ребенок полностью теряет навыки, которым научился и пользовался до этого. У таких малышей поздно появляется речь, да и разговаривают они крайне редко и с большой неохотой. Присутствует задержка в развитии, появляется стереотипное поведение, отсутствие как таковой игровой деятельности, в которой он копирует действия взрослых.

Классификация аутизма

Сегодня удалось выявить несколько форм аутизма. Разделяются они не только по степени тяжести, но и по тому, как протекает болезнь, насколько сильно страдают у человека взаимодействие и коммуникация с другими людьми.

Классический аутизм или синдром Каннера известен еще с 1943 года. Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм часто остается недиагностированным, так как ребенок со временем полностью адаптируется в обществе и с помощью прекрасного подражания другим людям ведет себя вполне нормально и адекватно. К сожалению, часто именно аутизм у взрослых, который в большинстве случаев остается невыявленным, имеет такую форму.

Атипичный аутизм еще называется неуточненным глубоким нарушением развития. Его основные проблемы – отсутствие речи и полная невозможность контактировать с другими людьми. Таким детям нельзя поставить диагноз классического аутизма, так как у них может отсутствовать главный симптом – стереотипное или повторяющееся поведение. Во всем остальном обе формы болезни практически идентичны.

Синдром Геллера начинает проявляться в возрасте 4-5 лет. При этом развитие ребенка останавливается, и все навыки, которые имелись у него до этого, теряются. Ребенок перестает любить обниматься, не может больше разговаривать, хотя до этого момента у него была осознанная речь, он больше не умеет рисовать, лепить, ездить на велосипеде. Регресс может идти разными темпами, при этом раньше в развитии крохи никаких особенностей не наблюдалось, и он считался абсолютно здоровым.

Синдром Ретта проявляется исключительно у девочек. При этом наблюдается тяжелое расстройство головного мозга, которое диагностируется в первый год жизни. Конечно, назвать эту болезнь аутизмом можно с большим трудом, однако симптомы у них немного похожи.

К сожалению, определить, какая именно форма заболевания имеется у ребенка или даже у взрослого, самостоятельно и без соответствующего образования невозможно. Поэтому важно как можно раньше при первых же сомнениях обратиться к педиатру, который поможет и подскажет, с каким именно специалистом следует проконсультироваться для подтверждения или опровержения своих догадок.

Что провоцирует заболевание

К сожалению, точная и единая причина развития аутизма пока не найдена. С момента появления нового заболевания врачи и ученые предполагали, что на развитие этого расстройства влияют многие факторы, однако после проведенных исследований большинство теорий оказалось недостоверными, и они были отвергнуты.

  1. Генетика. Оказалось, что огромное значение в развитии заболевания играет генетика. Было выявлено немало генов, которые вызывают данное расстройство, но только их определенное сочетание между собой, а также неблагоприятная экологическая обстановка вызывают болезнь у появившегося на свет ребенка.
  2. Изменения и функциональные нарушения головного мозга. При помощи МРТ удалось выяснить, что у детей и взрослых с аутизмом присутствуют некоторые изменения в строении центральной нервной системы, которые формируются еще в период внутриутробного развития плода.
  3. Биохимические изменения и нарушения обмена веществ в ЦНС.

Симптомы аутизма

Заболевание можно разделить на три варианта течения: легкое, среднее и тяжелое. Причем признаки аутизма отмечаются уже в детском возрасте, и врачу не составит труда поставить маленькому пациенту точный диагноз.

Основное проявление болезни легкой степени – это трудности в общении. Такие люди вполне могут разговаривать, но диалог им поддерживать трудно, и они предпочитают больше отмалчиваться. Также им трудно найти новых друзей, поэтому ребенок с легкой степенью заболевания не вступает в контакт с другими детьми или делает это крайне неохотно.

  • снижение интереса к взаимодействию с людьми или действиям с ними;
  • явные признаки сложности в общении и нелюдимость;
  • проблемы с адаптацией к новым условиям, когда привычный ритм жизни по каким-то причинам начинает меняться;
  • тщательное планирование и организация своего пространства, особенно в вопросах быта.

У детей со второй степенью тяжести заболевания симптомы выражены более ярко. У них полностью отсутствуют навыки вербального или невербального общения, возникают проблемы в поведении, появляется необычный ответ на попытки начать диалог, очень трудный период адаптации к новым условиям. Интересует таких детей часто что-то одно, а в речи они используют только односложные слова и не могут составить предложения.

Самая тяжелая стадия болезни – третья. При этом наблюдаются умственная отсталость, сильное тревожное расстройство, могут начаться приступы эпилепсии, которые плохо поддаются купированию.

Диагностика заболевания

К сожалению, поставить точный диагноз аутизма в самом раннем возрасте или еще в период внутриутробного развития ребенка невозможно. Поэтому в большинстве случаев это происходит не ранее, чем к 3-4 годам.

Диагноз аутизма ставит психиатр. Причем делается это не только со слов родителей, но и с помощью специального тестирования. Проводить его в домашних условиях бесполезно, так как необходимо правильно интерпретировать полученные результаты. Поэтому тесты на аутизм могут быть проведены только врачом в его кабинете.

Обязательно проводятся консультация медицинского психолога, медико-логопедическое обследование, ЭЭГ, ЭКГ, МРТ, анализы крови и мочи.

Лечение аутизма

К сожалению, сегодня нет возможности избавиться от заболевания. Однако разработанные современные методики и техники позволяют провести хорошую реабилитацию аутизма и адаптировать ребенка с раннего возраста в обществе.

Особое внимание уделяется речи, поэтому занятия с логопедом выступают на первый план. Среди других способов следует отметить ABA-терапию, систему альтернативной коммуникации, которая строится на использовании карточек, структурированное обучение. Также для каждого малыша после постановки диагноза подбирается свой эмоционально-уровневый подход и планируется индивидуальный календарь занятий.

Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится в исключительных случаях и только под строгим контролем специалиста.

Прогноз и профилактика

Прогноз полностью зависит от типа болезни и его тяжести. При полном отсутствии лечения или поздней диагностике формируется глубокая инвалидность, при которой человек не может самостоятельно обслуживать себя.

При правильном лечении и ежедневной реабилитации у человека и во взрослом возрасте могут остаться симптомы заболевания. Самый благоприятный прогноз при синдроме Аспергера. При правильном подходе к лечению такие дети могут учиться в обычной школе, в дальнейшем получить высшее образование и создавать свои семьи.

Профилактики аутизма не существует, так как до сих пор неизвестна точная причина болезни.

Аутизм: лечение, аутичные черты у детей, признаки аутизма, ранний детский аутизм (РДА)

Некоторые «светила» психиатрии утверждают, что аутизм у детей не поддается лечению. Но опыт родителей говорит обратное. У многих деток на фоне современных методов лечения и коррекционных занятий проявления аутизма постепенно сглаживаются. У ребенка с диагнозом аутизм — снижается возбудимость и стереотипная деятельность, начинает развиваться речь и социальные навыки.
И если нельзя «вылечить аутизм», то улучшить поведение, развить речь и социально адаптировать малыша не только можно, но и НУЖНО.

Признаки аутизма у детей, по которым ставится диагноз (синдром) аутизм:

1. Отрешенность. Ребенок с аутизмом, как будто бы пребывает в своем мире, не способен вступать в контакт, не может и не пытается попросить то, что ему нужно, привязан к своей маме в бытовом или эмоциональном плане (например, сам не может есть и одеваться или контактирует только с матерью, но избегает посторонних), однако при этом ребенок аутист может избегать телесного контакта (например, не позволяет себя обнимать). Аутизм у ребенка часто проявляется нарушением глазного контакта (дети не смотрят в глаза и даже специально их отводят в сторону или отворачиваются, если вы попытаетесь поймать его взгляд).

2. Расстройство речи. Расстройство речи. Дети с аутизмом либо не говорят вовсе, а только выкрикивают нечленораздельные звуки (вокализмы). Либо говорят лишь отдельные слова, повторяя их как бы ЭХОм за родителями или телевизором (это называемая эхолалия), не понимая смысла, у других детей аутистов есть шаблонные фразы (ребенок правильно произносит эту фразу и она может быть приближена к ситуации, например: «дай салатик» — просит поесть, но совсем не салатик, «конец фильма» — устал от вашего присутствия и хочет, чтобы вы ушли и еще множество подобных фраз). Некоторые дети с аутизмом могут шаблонно произносить целые предложения и даже пересказывать целиком сказки, однако при этом не отвечают на вопросы и не вступают в диалог. Все вышеперечисленное и принято называть расстройством речи и ее коммуникативной функции. В легких случаях ребенок с аутизмом разговаривает, но в речи не использует личные местоимения (например, про себя ребенок аутист говорит: «мальчик хочет кушать»).

Читайте также:  Ларингит причины симптомы и лечение

3. Нарушение психического и речевого развития. Нарушение психического и речевого развития. Практически у всех детей с аутистическими проявлениями отмечается нарушение психического и речевого развития. Степень задержки развития очень индивидуальна и зависит от формы аутизма (так при Синдроме Каннера у детей отмечается очень грубая задержка развития, а при синдроме Аспергера, напротив, интеллектуальное развитие может быть практически нормальным). При раннем детском аутизме (РДА) малыш сначала развивался правильно, а потом навыки «распались» под воздействием различных негативных факторов (по наблюдениям родителей причиной распада у их детей аутистов послужило: прививка АКДС, ожоги большой площади, наркоз во время тяжелой операции, крайне болезненные процедуры, проводимые в стационаре, серьезный стресс или испуг — например грабители залезли в дом и прочие «экстремальные» ситуации). То есть при РДА: раньше ребенок говорил, сам кушал, играл в обычные детские игры …. а потом разучился и появилась стереотипная деятельность.

4. Нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом не контактирует с другими детьми и порой даже избегает их. Особенно заметно нарушение социальной адаптации становится в детском саду. Когда ребенка отдали в детский сад, вдруг оказалось, что у него есть аутистические проявления (ребенок отказывается есть в садике, часами сидит в стороне от детей, не играет с ним в игрушки, не выполняет требования и просьбы воспитателя, точнее сказать, никак на них не реагирует). У некоторых детей с аутизмом так же может быть агрессия к детям.

5. Стереотипная деятельность. Многие действия ребенка аутиста становятся стереотипными — то есть бесцельно повторяются. Так называемые «стереотипии» выглядят по-разному. Некоторые дети с аутизмом потряхивают ручками, другие бегают по кругу — «манежный бег», выстраивают по порядку предметы, часами пересыпают песок, рвут на тонкие полоски бумагу. Вариантов стереотипий у детей аутистов великое множество, но объединяет их зацикленность и бесцельное повторение.
В далеких 70-х психиатры считали, что аутизм у детей — это расстройство шизофренического спектра, так даже РДА (ранний детский аутизм) называли ранней детской шизофренией. Однако, в последние десятилетия, даже психиатры признали, что аутизм у детей — это не шизофрения.

Аутизм ли? Ошибочная диагностика аутизма.

Существует так же мнение, что многим детям д иагноз аутизм ставится ошибочно — это называется гипердиагностика.

Так если у ребенка есть повреждение головного мозга, вызванное внутриутробным инфицированием (например цитомегаловирусной инфекцией), недоношенностью, асфиксией в родах, родовой травмой, внутричерепной гипертензией и т.д . то внешние проявления у него будут схожи с аутизмом.
При применении современных комплексных методов реабилитации аутистические проявления начинают постепенно сглаживаться и от «аутизма» не остается и следа. А дальше предстоит длительная работа по восстановлению психоречевого развития ребенка.

Детей с аутистическими проявлениями (на фоне органического поражения головного мозга) можно довести до НОРМЫ.

Комментарий доктора медицинских наук,
Ведущего детского невролога центрального Самарского отделения «РЕАЦЕНТРа»,
Гавриловой Татьяны Алексеевны:

Развитие головного мозга ребенка-аутиста имеет свои особенности:

1. Лобные доли головного мозга отвечают за сознание, интеллект, логическое мышление и инициативу. У детей с аутистическими проявлениями (аутистов), как правило, резко снижена активность лобных долей . Поэтому у детей с аутизмом грубо снижена познавательная деятельность, выражена отрешенность, отсутствует интерес к окружающей среде. Нарушение логического мышления у детей с синдромом аутизма приводит к непониманию происходящих событий, именно по этой причине дети аутисты боятся всего нового и непривычного (перемен, новой обстановки, новых игрушек, новой пищи, новых людей), так как они не понимают: что это, откуда взялось и зачем нужно.

2. В норме лобные доли контролируют и направляют все остальные зоны головного мозга (речевые, двигательные, чувствительные (слух, зрение), речевые и т.д.).

  • Например: маленький ребенок залез в шкаф и разбросал книги по полу (лобные доли из любопытства дали команду двигательным зонам доползти до шкафа и вытащить книги из шкафа, зрительным зонам посмотреть, что внутри на страницах — после того как познавательный интерес был удовлетворен, книги и шкаф стали ребенку не интересны и он направился к другим предметам в комнате).

3. Для того, чтобы разговаривать, нужна тесная взаимосвязь лобных долей с речевыми зонами мозга. Ведь все, что мы говорим — говорим осознанно. У обычных детей сначала возникает желание (хочу «конфету» или хочу «гулять») — это лобные доли придумали «задание», а речевые зоны мозга его реализуют — ребенок обращается с просьбой или требует.

У ребенка аутиста лобные доли «спят» и не дают речевым зонам «заданий» . В результате, ребенок с аутизмом не понимает обращенной речи; не осознает, что обращаются к нему; не пытается обращаться с просьбами, ребенок аутист попросту не понимает, что можно попросить и получить желаемое. Речь отсутствует или становится стереотипной, например, ребенок с аутистическими проявлениями повторяет слова или даже целые предложения бесцельно, не понимая смысла произносимых слов (как заученные иностранные слова).

4. У многих детей аутистов отмечается аутоагрессия — ребенок аутист направляет агрессию на самого себя (бьет сам себя или кусает себя). Тому есть две причины: ребенок злится, что окружающая действительность не соответствует его потребностям (например: он хотел привычно стереотипно перекатывать машину, а мама заставляет его повторять за ней слова, ребенок начинает кусать себе руку или бьет себя по лицу, не понимая, что протест можно выразить словами). Это и есть аутоагрессия.
Но бывает и так, что аутоагрессия это лишь «маска» , на самом деле у ребенка болит голова . Он не в силах терпеть, не понимает, что можно пожаловаться родителям, бьет себя по голове (головные боли, как правило, отмечаются у детей с поражением нервной системы на фоне гидроцефалии). При этом у детей хорошо видно вены на висках, они капризничают, выражение лица страдальческое.

5. У детей аутистов, как правило, отмечается высокая активность зрительных зон головного мозга . Именно поэтому, у них очень хорошая зрительная память (ее еще называют «фотографической») и выражена любовь к «созерцательству». Игры ребенка с аутизмом направлены на созерцание: дети аутисты рассматривают пальцы своих рук, или подбрасывают предметы и смотрят, как они «красиво падают», часами могут смотреть в любимом мультфильме один и тот же момент — как «красивую динамическую картинку». Современный «Айпад» — любимый предмет ребенка аутиста, ведь он буквально создан для созерцательства и это своего рода помощь при аутизме…

6. У ребенка с аутистическими проявлениями очень часто отмечаются эмоциональные нарушения. Так в чем же их причина?

Эмоции можно разделить на примитивные эмоции и сложные социальные эмоции.

  • примитивные эмоции необходимы для выживания в природе: агрессия, страх. Например, в критической ситуации нужно испугаться и трусливо убежать, или же агрессивно броситься на врага, и за эти примитивные эмоции отвечают срединно-стволовые структуры.
  • сложные социальные эмоции — любовь, забота, чувство юмора, стеснительность, зависть и пр., за эти эмоции отвечают лобные доли. У ребенка аутиста лобные доли «спят» и сложных эмоций практически нет, именно поэтому ребенок не «испытавает» привязанности и нежности к близким людям, а самое главное к родителям. Ребенок с аутизмом не понимает шуток, ему тяжело адаптироваться в социуме. А вот «срединно-стволовые» структуры напротив расторможены и поэтому в поведении ребенка аутиста преобладают примитивные эмоции — страх или агрессия (аутоагрессия).

Лечение ребенка аутиста должно быть комплексным, коррекция аутизма возможна:

Микротоковая рефлексотерапия
проводится по индивидуальной программе, которая может включать:

1. Активизацию неактивных лобных долей у ребенка с аутизмом:

  • д ля понимания происходящих событий
  • для развития логического мышления
  • для развития сознательной инициативы
  • для развития сложных эмоций
  • (забота, стеснительность, сострадание, чувство юмора и пр.)
  • для выработки социально-бытовых навыков
  • (чтобы ребенок мог самостоятельно питаться, одеваться и ходить в туалет)

2. Активизацию неактивных речевых зон коры головного мозга у ребенка с аутизмом:

  • для улучшения понимания речи
  • для расширения активного словарного запаса
  • для повышения речевой инициативы (желание вступать в контакт)
  • для развития навыка создания речевых конструкций (фраз, предложений)
  • для развития навыка диалоговой речи.

3. Активизацию неактивных зон мозга, отвечающих за развитие учебных навыков:

  • для повышения интереса к коррекционным занятиям
  • (изучение с логопедом-дефектологом цвета, формы, размера, названий и свойств предметов и т.д. )
  • для развития навыков чтения, письма, счета.
  • для подготовки ребенка к процессу обучения в школе.

4. Снижение патологической активности срединно-стволовых структур головного мозга:

  • для купирования агрессии или аутоагрессии, страхов и невротизации.
  • для снижения патологической двигательной активности (стереотипных движений, гиперподвижности).

5. Купирование внутричерепной гипертензии (снижение внутричерепного давления):

  • Для прекращения головных болей
  • Для нормализации сна
  • Для снижения возбудимости

Аутизм (аутистические проявления) — помощь:

  • между 1 и 2 курсом лечения — 3-4 недели
  • между 2 и 3 курсом лечения — 6-8 недель.

В перерывах между курсами Микротоковой рефлексотерапии детям с аутизмом подбираются ноотропы, которые являются питанием и строительным материалом для нервной системы. При необходимости, маленьким пациентам с аутистическими проявлениями подбирают успокаивающие сборы (возбудимым детям) или мочегонные травы (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, гидроцефалии).

Родители будьте бдительны:
Микротоковая рефлексотерапия проводится только в клиниках «РЕАЦЕНТРА»

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АУТИЗМА И РДА.

Более подробную информацию Вы можете получить по телефону
8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
для иностранных граждан: +7 (846) 692-66-02
Skype (бесплатный звонок через Интернет): medical_clinic_reacentr

Микротоковую рефлексотерапию для лечения аутизма, РДА и других аутичных (аутистических) проявлений проводят только в подразделениях «Реацентра». В городах: Самара, Волгоград, Казань, Саратов, Оренбург, Ульяновск, Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Астрахань, Тольятти, Барнаул, Набережные Челны, Калининград, Кемерово, Санкт-Петербург, Уфа, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шымкент, Астана, Ташкент, Фергана.

Все страницы сайта www.reacenter.ru, включая текстовую, графическую и видео информацию, структуру и оформление страниц, защищены российскими и международными законами и соглашениями об охране авторских прав и интеллектуальной собственности (статьи 1259 и 1260 главы 70 «Авторское право» Гражданского Кодекса .

Читайте также:  Что делать после ожога и какое средство лучше помогает в лечении

К опирование любых текстовых и графических материалов c сайта запрещено!

Аутизм: лечение, аутичные черты у детей, признаки аутизма, ранний детский аутизм (РДА)

Некоторые «светила» психиатрии утверждают, что аутизм у детей не поддается лечению. Но опыт родителей говорит обратное. У многих деток на фоне современных методов лечения и коррекционных занятий проявления аутизма постепенно сглаживаются. У ребенка с диагнозом аутизм — снижается возбудимость и стереотипная деятельность, начинает развиваться речь и социальные навыки.
И если нельзя «вылечить аутизм», то улучшить поведение, развить речь и социально адаптировать малыша не только можно, но и НУЖНО.

Признаки аутизма у детей, по которым ставится диагноз (синдром) аутизм:

1. Отрешенность. Ребенок с аутизмом, как будто бы пребывает в своем мире, не способен вступать в контакт, не может и не пытается попросить то, что ему нужно, привязан к своей маме в бытовом или эмоциональном плане (например, сам не может есть и одеваться или контактирует только с матерью, но избегает посторонних), однако при этом ребенок аутист может избегать телесного контакта (например, не позволяет себя обнимать). Аутизм у ребенка часто проявляется нарушением глазного контакта (дети не смотрят в глаза и даже специально их отводят в сторону или отворачиваются, если вы попытаетесь поймать его взгляд).

2. Расстройство речи. Расстройство речи. Дети с аутизмом либо не говорят вовсе, а только выкрикивают нечленораздельные звуки (вокализмы). Либо говорят лишь отдельные слова, повторяя их как бы ЭХОм за родителями или телевизором (это называемая эхолалия), не понимая смысла, у других детей аутистов есть шаблонные фразы (ребенок правильно произносит эту фразу и она может быть приближена к ситуации, например: «дай салатик» — просит поесть, но совсем не салатик, «конец фильма» — устал от вашего присутствия и хочет, чтобы вы ушли и еще множество подобных фраз). Некоторые дети с аутизмом могут шаблонно произносить целые предложения и даже пересказывать целиком сказки, однако при этом не отвечают на вопросы и не вступают в диалог. Все вышеперечисленное и принято называть расстройством речи и ее коммуникативной функции. В легких случаях ребенок с аутизмом разговаривает, но в речи не использует личные местоимения (например, про себя ребенок аутист говорит: «мальчик хочет кушать»).

3. Нарушение психического и речевого развития. Нарушение психического и речевого развития. Практически у всех детей с аутистическими проявлениями отмечается нарушение психического и речевого развития. Степень задержки развития очень индивидуальна и зависит от формы аутизма (так при Синдроме Каннера у детей отмечается очень грубая задержка развития, а при синдроме Аспергера, напротив, интеллектуальное развитие может быть практически нормальным). При раннем детском аутизме (РДА) малыш сначала развивался правильно, а потом навыки «распались» под воздействием различных негативных факторов (по наблюдениям родителей причиной распада у их детей аутистов послужило: прививка АКДС, ожоги большой площади, наркоз во время тяжелой операции, крайне болезненные процедуры, проводимые в стационаре, серьезный стресс или испуг — например грабители залезли в дом и прочие «экстремальные» ситуации). То есть при РДА: раньше ребенок говорил, сам кушал, играл в обычные детские игры …. а потом разучился и появилась стереотипная деятельность.

4. Нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом не контактирует с другими детьми и порой даже избегает их. Особенно заметно нарушение социальной адаптации становится в детском саду. Когда ребенка отдали в детский сад, вдруг оказалось, что у него есть аутистические проявления (ребенок отказывается есть в садике, часами сидит в стороне от детей, не играет с ним в игрушки, не выполняет требования и просьбы воспитателя, точнее сказать, никак на них не реагирует). У некоторых детей с аутизмом так же может быть агрессия к детям.

5. Стереотипная деятельность. Многие действия ребенка аутиста становятся стереотипными — то есть бесцельно повторяются. Так называемые «стереотипии» выглядят по-разному. Некоторые дети с аутизмом потряхивают ручками, другие бегают по кругу — «манежный бег», выстраивают по порядку предметы, часами пересыпают песок, рвут на тонкие полоски бумагу. Вариантов стереотипий у детей аутистов великое множество, но объединяет их зацикленность и бесцельное повторение.
В далеких 70-х психиатры считали, что аутизм у детей — это расстройство шизофренического спектра, так даже РДА (ранний детский аутизм) называли ранней детской шизофренией. Однако, в последние десятилетия, даже психиатры признали, что аутизм у детей — это не шизофрения.

Аутизм ли? Ошибочная диагностика аутизма.

Существует так же мнение, что многим детям д иагноз аутизм ставится ошибочно — это называется гипердиагностика.

Так если у ребенка есть повреждение головного мозга, вызванное внутриутробным инфицированием (например цитомегаловирусной инфекцией), недоношенностью, асфиксией в родах, родовой травмой, внутричерепной гипертензией и т.д . то внешние проявления у него будут схожи с аутизмом.
При применении современных комплексных методов реабилитации аутистические проявления начинают постепенно сглаживаться и от «аутизма» не остается и следа. А дальше предстоит длительная работа по восстановлению психоречевого развития ребенка.

Детей с аутистическими проявлениями (на фоне органического поражения головного мозга) можно довести до НОРМЫ.

Комментарий доктора медицинских наук,
Ведущего детского невролога центрального Самарского отделения «РЕАЦЕНТРа»,
Гавриловой Татьяны Алексеевны:

Развитие головного мозга ребенка-аутиста имеет свои особенности:

1. Лобные доли головного мозга отвечают за сознание, интеллект, логическое мышление и инициативу. У детей с аутистическими проявлениями (аутистов), как правило, резко снижена активность лобных долей . Поэтому у детей с аутизмом грубо снижена познавательная деятельность, выражена отрешенность, отсутствует интерес к окружающей среде. Нарушение логического мышления у детей с синдромом аутизма приводит к непониманию происходящих событий, именно по этой причине дети аутисты боятся всего нового и непривычного (перемен, новой обстановки, новых игрушек, новой пищи, новых людей), так как они не понимают: что это, откуда взялось и зачем нужно.

2. В норме лобные доли контролируют и направляют все остальные зоны головного мозга (речевые, двигательные, чувствительные (слух, зрение), речевые и т.д.).

  • Например: маленький ребенок залез в шкаф и разбросал книги по полу (лобные доли из любопытства дали команду двигательным зонам доползти до шкафа и вытащить книги из шкафа, зрительным зонам посмотреть, что внутри на страницах — после того как познавательный интерес был удовлетворен, книги и шкаф стали ребенку не интересны и он направился к другим предметам в комнате).

Однако, у детей аутистов лобные доли «спят», а не направляют другие зоны мозга на изучение окружающей действительности . Именно поэтому, деятельность ребенка аутиста стереотипна. Стереотипии — многократно повторяющиеся, не осознанные, бесцельные действия (потряхивания руками, пересыпание песка, механическое перелистывание страниц и т.д.)

3. Для того, чтобы разговаривать, нужна тесная взаимосвязь лобных долей с речевыми зонами мозга. Ведь все, что мы говорим — говорим осознанно. У обычных детей сначала возникает желание (хочу «конфету» или хочу «гулять») — это лобные доли придумали «задание», а речевые зоны мозга его реализуют — ребенок обращается с просьбой или требует.

У ребенка аутиста лобные доли «спят» и не дают речевым зонам «заданий» . В результате, ребенок с аутизмом не понимает обращенной речи; не осознает, что обращаются к нему; не пытается обращаться с просьбами, ребенок аутист попросту не понимает, что можно попросить и получить желаемое. Речь отсутствует или становится стереотипной, например, ребенок с аутистическими проявлениями повторяет слова или даже целые предложения бесцельно, не понимая смысла произносимых слов (как заученные иностранные слова).

4. У многих детей аутистов отмечается аутоагрессия — ребенок аутист направляет агрессию на самого себя (бьет сам себя или кусает себя). Тому есть две причины: ребенок злится, что окружающая действительность не соответствует его потребностям (например: он хотел привычно стереотипно перекатывать машину, а мама заставляет его повторять за ней слова, ребенок начинает кусать себе руку или бьет себя по лицу, не понимая, что протест можно выразить словами). Это и есть аутоагрессия.
Но бывает и так, что аутоагрессия это лишь «маска» , на самом деле у ребенка болит голова . Он не в силах терпеть, не понимает, что можно пожаловаться родителям, бьет себя по голове (головные боли, как правило, отмечаются у детей с поражением нервной системы на фоне гидроцефалии). При этом у детей хорошо видно вены на висках, они капризничают, выражение лица страдальческое.

5. У детей аутистов, как правило, отмечается высокая активность зрительных зон головного мозга . Именно поэтому, у них очень хорошая зрительная память (ее еще называют «фотографической») и выражена любовь к «созерцательству». Игры ребенка с аутизмом направлены на созерцание: дети аутисты рассматривают пальцы своих рук, или подбрасывают предметы и смотрят, как они «красиво падают», часами могут смотреть в любимом мультфильме один и тот же момент — как «красивую динамическую картинку». Современный «Айпад» — любимый предмет ребенка аутиста, ведь он буквально создан для созерцательства и это своего рода помощь при аутизме…

6. У ребенка с аутистическими проявлениями очень часто отмечаются эмоциональные нарушения. Так в чем же их причина?

Эмоции можно разделить на примитивные эмоции и сложные социальные эмоции.

  • примитивные эмоции необходимы для выживания в природе: агрессия, страх. Например, в критической ситуации нужно испугаться и трусливо убежать, или же агрессивно броситься на врага, и за эти примитивные эмоции отвечают срединно-стволовые структуры.
  • сложные социальные эмоции — любовь, забота, чувство юмора, стеснительность, зависть и пр., за эти эмоции отвечают лобные доли. У ребенка аутиста лобные доли «спят» и сложных эмоций практически нет, именно поэтому ребенок не «испытавает» привязанности и нежности к близким людям, а самое главное к родителям. Ребенок с аутизмом не понимает шуток, ему тяжело адаптироваться в социуме. А вот «срединно-стволовые» структуры напротив расторможены и поэтому в поведении ребенка аутиста преобладают примитивные эмоции — страх или агрессия (аутоагрессия).

Лечение ребенка аутиста должно быть комплексным, коррекция аутизма возможна:

Микротоковая рефлексотерапия
проводится по индивидуальной программе, которая может включать:

Читайте также:  Бактериальный цистит причины развития особенности течения

1. Активизацию неактивных лобных долей у ребенка с аутизмом:

  • д ля понимания происходящих событий
  • для развития логического мышления
  • для развития сознательной инициативы
  • для развития сложных эмоций
  • (забота, стеснительность, сострадание, чувство юмора и пр.)
  • для выработки социально-бытовых навыков
  • (чтобы ребенок мог самостоятельно питаться, одеваться и ходить в туалет)

2. Активизацию неактивных речевых зон коры головного мозга у ребенка с аутизмом:

  • для улучшения понимания речи
  • для расширения активного словарного запаса
  • для повышения речевой инициативы (желание вступать в контакт)
  • для развития навыка создания речевых конструкций (фраз, предложений)
  • для развития навыка диалоговой речи.

3. Активизацию неактивных зон мозга, отвечающих за развитие учебных навыков:

  • для повышения интереса к коррекционным занятиям
  • (изучение с логопедом-дефектологом цвета, формы, размера, названий и свойств предметов и т.д. )
  • для развития навыков чтения, письма, счета.
  • для подготовки ребенка к процессу обучения в школе.

4. Снижение патологической активности срединно-стволовых структур головного мозга:

  • для купирования агрессии или аутоагрессии, страхов и невротизации.
  • для снижения патологической двигательной активности (стереотипных движений, гиперподвижности).

5. Купирование внутричерепной гипертензии (снижение внутричерепного давления):

  • Для прекращения головных болей
  • Для нормализации сна
  • Для снижения возбудимости

Аутизм (аутистические проявления) — помощь:

Для восстановления нормальной работы головного мозга ребенку аутистическими проявлениями необходимы систематические занятия с логопедом, дефектологом и детским психологом.
Длительность курса Микротоковой рефлексотерапии — 3 недели (15 сеансов).
Коррекционные занятия можно начинать уже во время 1 курса лечения аутизма, а продолжать их дома.
Стандартные перерывы между курсами Микротоковой рефлексотерапии:

  • между 1 и 2 курсом лечения — 3-4 недели
  • между 2 и 3 курсом лечения — 6-8 недель.

В перерывах между курсами Микротоковой рефлексотерапии детям с аутизмом подбираются ноотропы, которые являются питанием и строительным материалом для нервной системы. При необходимости, маленьким пациентам с аутистическими проявлениями подбирают успокаивающие сборы (возбудимым детям) или мочегонные травы (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, гидроцефалии).

Родители будьте бдительны:
Микротоковая рефлексотерапия проводится только в клиниках «РЕАЦЕНТРА»

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АУТИЗМА И РДА.

Более подробную информацию Вы можете получить по телефону
8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
+7 927 200 9217 Telegramm, WhatsApp, Viber

ВКонтакте https://vk.com/club44228044

Телекграм канал: https://t.me/ReacenterSamara

Микротоковую рефлексотерапию для лечения аутизма, РДА и других аутичных (аутистических) проявлений проводят только в подразделениях «Реацентра». В городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Ростов-на-Дону, Томск, Москва, Ярославль, Владивосток, Сочи, Алматы, Нурсултан, Шимкент,Ташкент,Фергана, Бишкек, Ош, Анталия.

Как лечат аутизм у детей

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Мы подробно расскажем, почему он может возникнуть, как он себя проявляет, и что делать родителям больных деток.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В этой статье мы поговорим о проблеме, которая с каждым годом во всем мире становится все более актуальной, но почему-то упорно умалчивается, игнорируется в странах бывшего СНГ. Речь идет об аутизме в детском возрасте. Мы подробно расскажем, почему он может возникнуть, как он себя проявляет, и что делать родителям больных деток.

Причины детского аутизма

В 2007 году Организация Объединенных Наций решила, что каждый год 2 апреля будет отмечаться День распространения информации о проблемах аутизма. Стоит отметить, что это решение принималось не Всемирной организацией здравоохранения, а именно ООН. Это говорит о том, что аутизм – проблема мирового значения.

Для большинства людей значение слова аутизм непонятно. Аутизмом называется психическое расстройство ребенка, при котором нарушаются все процессы развития в его организме. Малыш не может понять, что происходит вокруг него, ему чужд окружающий мир, он не хочет идти на контакт с другими людьми.

Врачи не могут точно объяснить, почему дети сталкиваются с ранним детским аутизмом. Однако называют несколько основных факторов, которые могут спровоцировать недуг. К ним относятся:

  • слабо развитые инстинкты и аффективная сфера
  • расстройство восприятия окружающего мира
  • нарушение слуха
  • нарушения работы разных отделов мозга, отвечающих за интеллектуальное развитие ребенка
  • генетическая предрасположенность ребенка
  • внутриутробное осложнение развития плода
  • родовая травма
  • поражения центральной нервной системы
  • гормональные сбои
  • инфекционные и вирусные заражения
  • отравление ртутью
  • вакцинация от кори, краснухи
  • прием антибиотиков

Признаки детского аутизма

Аутизм у ребенка может проявиться в любом возрасте. Врачи выделают три основных возрастных периода, когда родители могут впервые обнаружить у своего ребенка симптомы детского аутизма:

  1. Ранний детский аутизм проявляется у малышей до двух лет. Очень важно его своевременно обнаружить, чтобы начать эффективное лечение и коррекцию детского аутизма. Что в поведении вашего чада вас должно насторожить:
  • у ребенка не возникает никакой реакции на появление посторонних людей
  • малыш не отзывается, когда его зовут по имени
  • когда с ним общаешься, он отводит глаза
  • предпочитает играться самостоятельно
  • не контактирует со сверстниками
  1. Особенности детского аутизма у деток от двух лет заключаются в следующем:
  • ребенок отказывается общаться
  • он не начинает разговор первым
  • малышу нравится заниматься математикой, рисованием, ему нравится музыка
  • ребенок может длительный период времени повторять один и тот же звук
  • если кроха попадает в непривычную для себя обстановку, его окутывает чувство паники и страха
  • малышу трудно чему-то научиться
  1. Подростковый аутизм проявляется у детей в возрасте от 11 до 18 лет. Такие дети очень агрессивны и пребывают в постоянной депрессии. Им невыносимо сложно пережить переходный возраст, поэтому часто они устраивают истерики, нервничают.

Классификация детского аутизма

Все вышеперечисленные симптомы детского аутизма классифицируются на 3 синдрома:

  1. Синдром Каннера, при нем ребенок:
  • не может ладить с людьми
  • он абстрагируется от внешнего мира
  • не разговаривает
  • не смотрит в глаза собеседнику
  • играет с предметами, с которыми играть не принято

Все эти особенности детей с ранним детским аутизмом дают о себе знать с самого рождения ребенка. Задача родителей – при первых признаках сообщить о проблеме педиатру.

  1. Синдром Аспергера имеет очень много общих симптомов с синдромом детского аутизма по Каннеру. Но при нем многие детки:
  • мыслят нестандартно
  • у них очень хорошо развито логическое мышление
  • внимание достаточно неустойчивое
  • у них красивые лица, похожие на кукольные, но взгляд при этом у аутистов направлен «внутрь себя», лицо не выражает никаких эмоций
  • такие детки очень привязаны к дому, в котором живут, а вот к родителям они не тянутся
  1. Синдром Ретта – врачи характеризуют такой вид детского аутизма, как самый сложный, при котором ребенок не только отстает в умственном развитии, он еще с возрастом теряет способность к хождению, у него снижается мышечный тонус, он ничего не может делать руками.

Диагностика детского аутизма

Показать своего ребенка нейропсихологу нужно тогда, когда вы заметили у него, как минимум 6 из вышеперечисленных симптомов. Врач тогда проведет диагностическое обследование путем интервьюирования родителей по поводу поведения их ребенка в привычной для него жизни.

1432029510_autyzm

К сожалению, на сегодняшний день деток с аутизмом не госпитализируют, чтобы понаблюдать за их развитием. Такая практика распространена только в странах Запада.

Лечение детского аутизма

Лечить детский аутизм можно самостоятельно в домашних условиях, а также медикаментозным методом. В идеале нужно применять и тот, и другой метод терапии комплексно. Мы опишем для вас подробно оба способа лечения аутизма у ребенка, чтобы вы могли знать, что делать и в каких случаях срочно обращаться к квалифицированному специалисту.

Что можно делать самостоятельно без врачебного вмешательства:

  • Часто повторяйте одни и те же действия, чтобы привить ребенку какой-то навык или умение. Например, даже если малыш научился чистить зубы, все равно ходите с ним делать эту процедуру, чтобы он о ней не забыл.
  • Составьте ребенку строгий распорядок дня и четко ему следуйте. Если хотя бы раз вы собьетесь с режима, малышу будет сложнее перестраиваться.
  • Ни в коем случае не допускайте того, чтобы у ребенка резко сменялась обстановка, к которой он привык. Это может его сильно испугать.
  • Проводите с малышом как можно больше времени, общайтесь с ним, даже если в ответ он просто отмалчивается. Кроху нужно уметь разговорить. Эта рекомендация подробно описана в книге Мэри Барбери «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход».
  • Нельзя ребенка-аутиста ругать и наказывать. В его присутствии лучше вообще разговаривать тихим спокойным голосом.
  • Чаще берите малыша на руки, обнимайте его, целуйте. Ему очень важно чувствовать любовь близких. Подробнее об этом можно прочитать в книгах О.Никольской о раннем детском аутизме. Автор издала очень много работ, посвященных данной проблеме.
  • Если малышу очень трудно разговаривать, то попробуйте наладить с ним общение с помощью карточек с картинками. О важности игрового подхода в развитии деток с аутизмом написано в книге Роберта Шрамма «Детский аутизм и АВА. ABA. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения».
  • Малыш-аутист не должен переутомляться, поэтому между занятиями обязательно делайте перерыв, в который кроха сможет полноценно отдохнуть.
  • Каждый день делайте с крохой физические упражнения. Они могут быть элементарными. Такая нагрузка очень полезна для развития ребенка с ранним детским аутизмом.
  • Если ваш малыш проявляет в чем-то инициативу, нельзя ее пресекать. Желательно проявить внимание к ребенку и выполнить его предложение. Этой теме посвящен целый раздел в книге К.Лебединской «Ранний детский аутизм».

В завершение хотелось бы отметить, что дети-аутисты – это не приговор. К этому недугу родителям нужно относиться с пониманием. Его нужно просто принять и сделать все возможное, чтобы малыш смог жить полноценно. Некоторые мамы, узнав о таком диагнозе, замыкаются в себе, отчаиваются. Делать этого нельзя. Окружите малыша заботой, любовью, вниманием. Именно материнские объятия порой являются самым эффективным лекарством.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.