Дислексия (лат. Dyslexia) представляет собой специфическое частичное нарушение процесса чтения у детей/взрослых и является одной из форм недоразвития письменной речи, которая проявляется стойкими, типичными, повторяющимися ошибками при нормальном интеллектуальном уровне развития, и отсутствия каких-либо нарушений со стороны слухового/зрительного анализаторов (Википедия). Проявляется на уровне единичного слова/предложения и выражается наличием серьезных трудностей при прочтении (опознании) напечатанного слова или при написании (воспроизведении) услышанного слова в виде побуквенного чтения, смешения/замены звуков, аграмматизмов, искажения структуры слогов слова, нарушение осмысления прочитанного. Такие дети испытывают трудности с овладением навыков правописания, словопроизношения и письменного изложения мысли.
Дети с дислексией неспособны достигать уровня развития навыков чтения/письма и орфографии, пропорционального их интеллектуальному уровню развития (умственным способностям). Дислексию часто сопровождают такие виды расстройств как дисграфия (расстройство процесса письма) и дискалькулия (неспособности к пониманию/изучению арифметических операций). Однако, применительно к школьникам младших классов дислексия и дисграфия должна определяться не как расстройство, а скорее, как трудность овладения процессом письменной речи.
Следует понимать, что дислексия — это частичное расстройство навыка, в то время как невозможность овладения навыком/полная утрата уже сформированного навыка чтения обозначается термином «алексия». Как правило, алексия обусловлена повреждением какого-либо участка коры головного мозга вследствие черепно-мозговой травмы/инсульта. Алексия редко бывает самостоятельным проявлением и как правило, сочетается с нарушениями письма (аграфия) и речи (афазии). Также следует понимать, что дислексия, также как дисграфия и дискалькулия — это не психическое заболевание. Дислексия по своей патологии относится к нейробиологическим расстройствам, в основе которой лежат как наследственные, так и средовые повреждающие структуры мозга факторы, а основными методами лечения являются логопедическое/педагогическое вмешательство.
Известно, что чтение/письмо в филоонтогенезе относятся к новым функциям высшей психической деятельности, которые осваиваются индивидом в процессе специального обучения. В процессе обучения ведущая роль отводится наиболее поздно сформированным отделам коры головного мозга, преимущественно теменно-затылочно-височной области левого полушария. Реализация этих функций возможна лишь при тесном взаимодействии слухового/зрительного/двигательного анализаторов и при достаточном развитии и возможности выполнения сложных произвольных действий (координация при письме движения глаз и руки, движения глазного яблока по строкам текста).
Нарушение проявляется/диагностируется в детском возрасте ориентировочно в 1-3-х классах школы, когда у ребенка выявляются нетипичные затруднения при овладении навыком чтения, которые другими расстройствами развития (умственной отсталостью) и неадекватной школьной подготовкой объяснить нельзя.
Точные показатели встречаемости дислексии не установлены. По литературным данным у детей школьного возраста с нормальным интеллектом распространенность дислексии варьируют в пределах 5–20%. Частота встречаемости дислексии у мальчиков и девочек различается и составляет 4:. Как показали исследования у около 50% детей дети с дислексией после 1–1,5 лет школьного обучения навыки чтения крайне слабые или вообще отсутствуют, что проявляется незнанием алфавита, отдельных букв, медленным слоговым чтением, побуквенным чтением лишь очень знакомых/коротких слов и непониманием смысла прочитанного.
Результатами дислексии являются низкая успеваемость в школе, снижение ребенком самооценки, формирование боязни (фобии) чтения и в целом «фобии обучения», нарушение процесса социализации. Трудности в освоении чтения/письма сопровождаются отрицательным влиянием на процесс формирования личности ребенка, формируя такие черты, как замкнутость, неуверенность, тревожность, а при неадекватном отношении к трудностям у ребенка со стороны окружения (родителей, одноклассников, педагогов), обвиняющих ребенка в лени, непослушании, нежелании учиться, медлительности часто развиваются невротические состояния (депрессия, оппозиционное/агрессивное поведение и др.).
Дислексия у взрослых в подавляющем большинстве случаев является отсутствием/неэффективностью лечения дислексии у детей. То есть, дети дислексию не «перерастают»! Установлено, что у 70-78% школьников с подтвержденным диагнозом дислексия ее проявления сохраняются и у взрослого состояния. Без адекватного/своевременного лечения дислексии она может приобретать длительный, хронический характер. Реже дислексия у взрослых является приобретенной, как результат инсульта/черепно-мозговой травмы.
Несмотря на различные отрицательные проявления и последствия дислексия/дисграфия не делает человека инвалидом и не ставит на развитии ребенка/его будущем «крест». Более того, дислексики зачастую одарены в различных других сферах жизнедеятельности, проявляют способности к образному, нешаблонному и творческому мышлению, о чем свидетельствуют жизненные истории многих выдающихся людей с проявлениями дислексии/дисграфии: Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Генри Форд, Альберт Эйнштейн, Том Круз, Мерлин Монро, Дастин Хоффман и многие другие.
Содержание
- Патогенез
- Классификация
- Анализы и диагностика
- Лечение дислексии
- Фонематическая дислексия: формы, причины, диагностика и коррекция
- Общие сведения о дислексии
- Характеристика фонематической дислексии
- Формы фонематической дислексии
- Основные причины
- Диагностика фонематической дислексии
- Коррекция фонематической дислексии
- Развитие анализа предложений на слова
- Развитие слогового анализа и синтеза
- Причины
- Симптомы
Патогенез
Дислексию в соответствии с современными представлениями принято рассматривать как нейробиологическое расстройство, в основе которого лежат нарушения функций/недоразвитие отдельных участков коры головного мозга, преимущественно левой височно-теменной области, которая отвечает за декодирование/звукобуквенный анализ и левой височно-затылочной области, отвечающий за процесс автоматизированного распознавание читаемых слов. То есть, у лиц с дислексией во время чтения информация обрабатывается в других областях головного мозга через альтернативные приспособительные механизмы.
В формировании дислексии выделяют несколько механизмов:
- Нарушения оперативно-фонологической памяти — способности удерживать в памяти в кратковременном периоде прочитанные буквы, звуки и слоги (сегменты речи), а также их смысл.
- Нарушение серийности чтения (трудности с запоминанием серии знаков, их значений и в целом понятий, то есть, затруднение восприятия слога целиком).
- Недостаточный словарный запас, что тормозит адекватное формирование навыка чтения.
- Слабая способность к автоматизации навыков чтения, что требует постоянного повторения навыка на протяжении длительного времени.
- Замедленность припоминания слов, уже известных ребенку.
- Нарушения концентрации внимания.
- Астенизация/повышенная утомляемость ребенка.
Классификация
В основу классификации положены нарушения тех или иных механизмов чтения, в соответствии с чем выделяют несколько форм дислексии:
- Фонематическая. Является следствием слабого развития процессов синтеза, анализа и восприятия фонетики. Ребенок при этой форме переставляет слоги местами (например, читает вместо «ток» «кот»). Встречается преимущественно у школьников младших классов.
- Семантическая. Как правило, семантическая дислексия является следствием недостаточной сформированности синтеза слогов, непонимания синтаксических связей и скудности словарного запаса. Ребенок понимает слова в отдельности текста, соответственно он уловить смысл прочитанного не может.
- Аграмматическая. Заключается в ошибках при составлении конструкций и проявляется неправильным использованием окончаний слов, времен и падежей (например, «белый чашка»).
- Мнестическая. Обусловлена проблемами соотнесения буквы и звука/нарушениями слухоречевой памяти.
- Оптическая. Характеризуется недостаточно сформированными зрительно-пространственными представлениями/ассоциациями —ребенок не может четко сфокусировать взгляд на читаемой строчке, что нарушает последовательность чтения или видит слово задом наперед или испытывает трудности в написании графически сходных букв (В-З, Д-Л и др.).
- Тактильная. Характерна для людей со слабым зрением, которые для чтения используют азбуку Брайля.
При этом, фонематическая/семантическая/аграмматическая формы дислексии обусловлены недостаточно сформированными речевыми функциями, в то время как в основе мнестической/оптической/тактильной форм лежит несформированность функций психики.
Анализы и диагностика
Диагностика дислексии базируется на данных анамнеза и логопедического обследования, включающего характеристики уровня чтения, письма и сформированности устной речи, проведение онлайн теста на дислексию: «Рядоговорение», «Кулак – ребро – ладонь», «Ритмы», «Повторение цифр» и др. Сбор анамнеза предполагает беседу с ребенком/родителями, выяснение наличия осложнений беременности/болезней матери в этот период, чем переболел ребенок, выявление особенностей формирования речи, оценка успеваемости ребенка в школе и др.
Логопедическое обследование включает:
- Диагностику устной речи (звукопроизношение, фонематическое развитие, сформированность слоговой структуры слова/связной речи, состояние речевой моторики и артикуляционного аппарата).
- Диагностику письменной речи (оценка работы с письмом: написание текста на слух, списывание с текста, самостоятельное написание; оценка правильности написания ребенком текста и понимание прочитанного).
- Нейропсихологическую диагностику, включающую выяснение уровня интеллекта, памяти, способность к анализу/синтезу, оптико-пространственному ориентированию и др.
- Обследование ребенка отоларингологом/офтальмологом с целью определения и оценки состояния слуховой/зрительной функции.
Лечение дислексии
Дислексия у детей является не только причиной, вызывающей трудности в обучении. одновременно у детей с этими нарушениями наблюдаются эмоциональные расстройства, синдром дефицита внимания, гиперактивность, поэтому подход к лечению должен быть комплексным.
Лечение дислексии у детей
Оно заключается в своевременной логопедической работе, которой отводится основная роль, а также психотерапии. Эти направления работы с ребенком повышают его самооценку, предупреждают невротизацию и позволяют улучшить успеваемость. При этом важно создать мотивацию к занятиям и не допускать принуждения.
Существует много методов занятий с такими детьми, один из них — метод Дейвиса. Американский скульптор Рональд Д. Дейвис, страдавший дислексией, разработал систему, которую изложил в книге. Им организована Международная Ассоциация коррекции дислексии, которая организует семинары для медиков и педагогов по всему миру. Во странах есть филиалы, работающие по этой методике.
В книге «Дар дислексии» Рональда Д. Дейвиса описан метод поэтапной коррекции. Дети, страдающие дислексией, думают «образами» или «картинками» и сталкиваясь с незнакомыми словами (например, предлоги, местоимения), для которых у них нет «картинок», впадают в состояние дезориентации — они не узнают слов, не могут читать или не понимают смысл прочитанного. Дейвис разработал рекомендации, как устранять или выключать дезориентацию. Его метод разработан для тактильной формы дислексии — ребенок тактильно учится воспринимать предметы и параллельно развивает пространственное представление. Методика Дейвиса включает следующие этапы:
- Освоение алфавита.
- Освоение слов и символов.
- Умение расположить слова в определенной последовательности и понимать их во время чтения.
Методика «Освоение алфавита» — это вылепливание букв из пластилина. При этом буквы перестают быть условными для ребенка. Он лепит, произносит название букв и вкладывает в это смысл. Для освоения символов ребенок лепит объект, который для него представляет значение слова. При этом им создается устойчивый мысленный образ и длительно сохраняется в памяти орфография и значение печатного слова. Так создается определенный запас «видимых» слов — он узнает их, понимает, поэтому не происходит дезориентации.
Есть много других методик (Чиркиной Г. В., Корнева А. Н., Егорова Т. Г.), по которым проводятся занятия в России. При данной патологии нарушается обработка символов, которые видит ребенок. Многие методики усиливают активность зрительной коры мозга. При всех формах дислексии формируют графический образ буквы.
Логопедическая коррекция предусматривает работу над всеми сторонами речи, которые нарушены у ребенка. Программа реабилитации разрабатывается индивидуально.
Коррекция дислексии проводится в зависимости от ее формы, а для этого с ребенком должен поработать логопед.
- Фонематическая форма требует работы над произношением звуков, и в процессе занятий устраняются дефекты звукопроизношения. Также у ребенка формируется представление о составе слова — звуки и буквы.
- При аграмматической форме формируют правильную систему образования слов.
- Семантическая форма требует усвоения грамматики речи и обогащения словарного запаса.
- При мнестической форме у детей развивается слухоречевая память и рече-зрительная.
- Оптическая форма нуждается в развитии у ребенка зрительного анализатора и умении представить слово зрительно.
- При тактильной форме у детей развивается пространственное представление слов и предметов.
Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников построены в виде игры, чтобы ребенок с интересом занимался. Обычно это нахождение на карточках однокоренных слов, поиск слов по начальному звуку, поиск карточки с определенным словом, которое скажет преподаватель. Различные упражнения можно найти в интернете, но порекомендовать их должен логопед, который определяет специфику упражнений на основании конкретного случая (формы дислексии).
Навык чтения у детей вырабатывается поэтапно. Егоров Т. Г. выделяет несколько этапов при обучении чтению:
- Аналитический. На этом этапе усваивается звукобуквенное соотношение.
- Становление синтетических приемов во время чтения. Ребенка учат присоединять слова друг к другу и прочитывать все предложение.
- Автоматизация навыков чтения, что развивает беглое чтение, но осмысленное.
- Совершенствование техники чтения (при этом ребенок должен понимать смысл текстов по своему возрасту.
Параллельно занятиям с логопедом, дома родители должны продолжать эти занятия и всесторонне поддерживать ребенка:
- Не допускается унижать и ругать ребенка за плохое чтение и постоянно проявлять любовь к нему и показывать его ценность для семьи.
- Читать ребенку вслух, поскольку таким образом он лучше понимает и усваивает и это сминает нагрузку на мозг. Чтение в слух дает расширение запаса слов и не формирует «фобию чтения». Чтение вслух и обсуждение прочитанного является помощью ребенку и важной работой в домашних условиях.
- Не заставлять читать вслух, поскольку это более трудоемкий процесс. Детям легче читать «про себя».
- Полезно в процессе чтения разъяснять ребенку незнакомые слова, что улучшает понимание текста и расширяет словарный запас. Детей стоит поощрять задавать вопросы о незнакомых словах.
- Использовать ежедневную переписку в интернете, с постепенным расширением текста.
- Замечено, что увеличение расстояния между буквами и между словами улучшает чтение и его скорость.
- Французско-итальянская группа (руководитель Йоханнес Циглер) разработала приложение для iPad и iPhone, которое называется «DYS». Данная программа позволяет родителям регулировать расстояние, подбирая удобный для ребенка вариант чтения.
Медикаментозное лечение
Фармакотерапия имеет вспомогательное значение и направлена на стимуляцию психических функций и возможностей мозга. В лечении в зависимости от ситуации применяются нейролептики, седативные средства, антидепрессанты. Особая роль отводится ноотропным препаратам.
Назначение ноотропных препаратов (Пирацетам, Ноотропил) и препаратов гамма-аминомасляной кислоты (Пикамилон, Фенибут, Пантогам) стимулирует обмен в нейронах и способствует развитию новых межнейрональных связей. Ангиопротекторы (Инстенон и Актовегин) способствуют улучшению микроциркуляции мозга.
Фонематическая дислексия: формы, причины, диагностика и коррекция
Дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, которое возникает из-за проблем с высшими психическими функциями — вниманием, памятью, мышлением и речью.
Для этого нарушения характерны повторяющиеся ошибки стойкого характера (побуквенное чтение, смешение или замена букв, аграмматизмы, искажение слоговой структуры слова, проблемы с осмыслением прочитанного и т.д.).
С учетом нарушенных операций чтения, Р.И. Лалаева выделила следующую классификацию дислексии, согласно которой встречается 6 видов этого расстройства: семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная и фонематическая дислексия, о которой мы поговорим чуть подробнее.
Общие сведения о дислексии
Европейские исследования показали, что среди детей начального уровня обучения у 10% отмечаются разные проблемы с письменной речью. В школах общего типа у 3% учеников выявляют дислексию, в коррекционных пятого вида (для детей с тяжелыми расстройствами речи) этот показатель вырастает до 22%.
Интересен и тот факт, что среди мальчиков это нарушение встречается намного чаще, чем у девочек (примерное соотношение 4,5:1), а также то, что есть определенные сложности раннего выявления этого расстройства.
Характеристика фонематической дислексии
Фонематическая дислексия – это наиболее распространенная форма данного нарушения, которая чаще всего встречается у младших школьников. Она связана с недоразвитием функций фонематической системы, в которой каждая единица характеризуется совокупность смыслоразличительных признаков, а также слухопроизносительной системы и фонематического анализа.
Фонематическая дислексия связана с недостаточной сформированностью речевых функций. Для этого нарушения характерна следующая симптоматика:
- сложности усвоения букв, а также замены звуков, схожих по акустическим и артикуляторным признакам;
- побуквенное чтение;
- искажение звуко-слоговой структуры слова, которое выражается в добавлении при чтении лишних букв, пропусках согласных (марка — «мара»), перестановках звуков (утка — «тука»), пропусках, а также перестановках слогов (лопата — «лотапа», «лата»).
Формы фонематической дислексии
Учитывая несформированность основных функций фонематической системы (смыслоразличительной, слухопроизносительной дифференциацией фонем и фонематического анализа), фонематическую дислексию принято делить на 2 вида:
- Нарушения чтения, связанные с недостаточным развитием фонематического восприятия.
- Нарушения чтения, вызванные недоразвитием функции фонематического анализа.
Основные причины
Дислексия может встречаться в структуре сложного заболевания: задержка психического развития, ДЦП, умственная отсталость. Но данное расстройство встречается и у тех детей, у которых нет проблем с интеллектом.
На механизм развития нарушения влияет взаимодействие сразу нескольких составляющих. С одной стороны, это различные аномалии формирования головного мозга ребенка и особенности его развития. Они могут быть вызваны следующими причинами:
- Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности.
- Гипоксия плода, вызванная преждевременной отслойкой плаценты, пороком сердца (у материли или плода), затяжными родами и т.д.
- Интоксикация организма, что вызвало токсическое поражение центральной нервной системы. Она может быть вызвана употреблением алкоголя, наркотических препаратов или некоторых видов лекарств.
- Механические повреждения плода во время родовой деятельности.
- Черепно-мозговые травмы, а также инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
Многочисленные исследования подтверждают, что очень часто причиной возникновения фонематической дислексии является генетическая предрасположенность. При этом в разных странах процент таких случаев примерно идентичен.
Другая составляющая, которая может повлиять на развитие данного нарушения – это социальные факторы:
- нехватка речевого общения между ребенком и родителями;
- синдром «госпитализма» (вызван длительной разлукой с матерью или любым взрослым человеком, к которому есть эмоциональная привязанность, либо отсутствие такого человека);
- педагогическая запущенность;
- билингвизм в семье;
- раннее освоение грамоты;
- неблагоприятное речевое окружение.
Диагностика фонематической дислексии
В первом классе трудно определить, есть ли у ребенка дислексия или нет, потому что все ученики имеют достаточно большой разброс по темпу и качеству освоения материала. При этом ошибки, которые допускают дети с дислексией, в большинстве случаев те же самые, что и ошибки детей, которые только начинают учиться читать. Но если посмотреть в динамике, то ошибки у детей-дислексиков сохраняются дольше и в большом количестве, поэтому они испытывают серьезные проблемы с пониманием прочитанного.
Но используя специальные методы раннего выявления и методики (к примеру, скрининг-метод) можно выявить фонематическую дислексию еще до поступления ребенка в школу.
Коррекция фонематической дислексии
Устранение фонематической дислексии – это сложный коррекционный процесс, при котором особое внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, а также формированию представления о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова.
Логопедическая работа, в данном случае, проводится сразу в трех направлениях: развитие анализа предложений на слова, развитие слогового анализа и синтеза, а также формирование фонематического анализа и синтеза.
Развитие анализа предложений на слова
Чтобы ребенок научился определять количество, место и последовательность слов в предложении, можно использовать следующие задания:
- определение границ предложения в напечатанном тексте (без точек);
- на основании показанной сюжетной картинки ребенок должен придумать простое предложение, а также определить количество слов в нем;
- придумать предложение с определенным количеством слов;
- составление предложения из слов, которые даны в хаотичном порядке;
- составление предложения на основе нескольких сюжетных картинок, где изображен один и тот же предмет, но в разных ситуациях.
Развитие слогового анализа и синтеза
В развитии слогового анализа большое значение имеет навык выделения гласных звуков слова. Важно донести до них правило, что в слове столько же слогов, сколько и гласных звуков.
Комплексная работа по дифференциации гласных и согласных звуков начинается с уточнения представлений об этих звуках, о различии их признаков.
Используются разные виды заданий:
- Выделение гласного звука из слога. Задания: назвать только гласный звук слога; поднять букву, которая соответствует гласному звуку слога; придумать слог с соответствующей гласной и т.д.
- Выделение гласных звуков из слова. На первом этапе выполняются более простые упражнения: назвать все гласные звуки в слове; выписать только гласные звуки определенного слова (к примеру, слово «ручка» обозначается как «у — а») и т.д. Затем сложность заданий повышается: придумать слово с двумя или тремя слогами; придумать слово с определенным слогом в начале и конце.
Причины
К довольно проверенным способам исследования дислексии у детей и взрослых относят способы нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и т.д.). Благодаря данным исследованиям удалось подтвердить, что нарушения возникают в результате нейробиологических причин. У людей с дислексией можно отметить некоторые отклонения от нормы в части мозговой ткани.
Наряду с данными факторами, вызывающими распространение дислексии школьников, специалисты различают и иные:
- явление, при котором правое полушарие мозга функционирует более активно,
- нарушение баланса между обоими полушариями,
- черепно-мозговые травмы,
- серьезные заражения наподобие менингита,
- отклонения, выявленные в процессе рождения ребенка: заблаговременное отслоение плаценты и так далее,
- нарушения в процессе вынашивания ребенка, которые связаны с заражениями или потреблением вредоносных веществ.
Особое место занимают также социальные факторы (запущенность с точки зрения педагогики, неблагополучное окружение, нехватка общения, которые находят свое отражение в полноценной утрате речи и параличе).
дислексия у школьников
Предлагаем теперь подробнее остановиться на симптоматике заболевания.
Симптомы
Дислексия симптомы могут выражаться по-разному и напрямую связаны с возрастной категорией заболевшего человека. Для того, чтобы было легче понять, в чем суть симптоматики, она классифицирована на несколько подвидов.
Первые симптомы рассматриваемого заболевания:
- Неаккуратное держание ручки или карандаша в руке.
- Нарушение когнитивных способностей.
- Изменение порядка букв при образовании словесных единиц.
- Изменение порядка букв и слогов в процессе письма или чтения.
- Нежелание читать тексты вслух или самостоятельно писать сочинения.
- Возникновение проблем в освоении алфавита и таблицы умножения.
- Появление трудностей в ориентации по тексту.
- Невозможность выполнения простейших заданий.
- Возникновение трудностей в процессе освоения чистописания и чтения.
Симптоматика дислексии у детей дошкольного возраста:
- Развитие речи, начавшееся в поздний период времени.
- Проблемы в изучении и правильном произнесении словесных единиц.
- Трудности при запоминании слов и их воспроизводстве.
- Проблемы при изучении принципов письма и чтения.
- Неправильное размещение букв и слов.
- Трудности выстраивания коммуникации с ровесниками.
Симптоматика дислексии у детей школьного возраста:
- Проблемы с восприятием речи на слух и при чтении.
- Использование других слов, похожих по смыслу и произнесению.
- Инверсия букв и перемещение позиций букв, слогов и словесных единиц в процессе прочтения текстов.
- Трудности в распознавании арифметических символов.
- Неуклюжесть и чрезмерная активность.
- Проблемы с запоминанием фактической информации.
- Нарушение равновесия.
- Запоздалое освоение новых умений и знаний.
Симптоматика дислексии у детей, обучающихся в средней школе:
- Плохое качество чтения (в сравнении с ровесниками).
- Нежелание читать вслух и писать.
- Нарушенные когнитивные способности.
- Нечитабельный почерк.
- Ошибочное написание и произнесение слов.
- Проблемы с распознаванием мимики и языка телодвижений.
- Проблемы в выстраивании коммуникации с ровесниками.
Симптоматика дислексии у детей, обучающихся в старшей школе:
- Низкое качество письма.
- Медленное чтение и допущение внушительного числа ошибок.
- Некорректное произнесение слов.
- Проблемы с распознаванием, краткой передачей и рефератированием полученной информации.
- Нарушенные когнитивные способности.
- Замедленная скорость выполнения заданий.
- Сложности в приспособлении к определенным изменениям.
Симптоматика дислексии у взрослых:
- Проблемы в понимании речи и письма.
- Неразличимое произнесение слов.
- Признаки дисграфии.
- Трудности в последовательном размещении слов или чисел.
- Рассеянность и невнимательность.
- Нарушенные когнитивные способности.
- Проблемы с рациональным распределением собственного времени.
Для того, чтобы моментально распознать наличие дислексии у вашего ребенка, рекомендуем вам посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». Если вам удалось отметить у своего ребенка признаки развития недуга, тогда нужно моментально записаться на приём к врачу, который располагает необходимым оборудованием для проведения качественного осмотра.
симптомы дислексии
Сложности фонологической обработки
Другая теория заключается в том, что заболевание вызвано проблемами со слухом, в то время как мозг ребенка все еще развивается и изучает язык. Ранние простудные заболевания и другие инфекции могут иногда приводить к закупорке ушей ребенка и, таким образом, ухудшать его слух. Из-за отсутствия четкого слуха у ребенка могут возникнуть трудности с изучением звуков языка. Этот ранний период изучения звуков языка очень важен для развития эффективных языковых навыков в будущем. Эта проблема может быть решена, если её обнаружить на ранней стадии. Существуют доступные методы лечения, наиболее распространенным из которых является крошечная трубка, которая вставляется в ухо ребенка, чтобы предотвратить его повторную закупорку.
В настоящее время эксперты считают, что проблемы со слухом, в отличие от проблем со зрением, являются основными факторами, влияющими на нарушения чтения. Нарушается способность различать, смешивать, запоминать и анализировать звуки, что может повлиять на понимание и воспроизведение написанного слова.
Фонологическая обработка относится к способности понимать, как слова состоят из более мелких единиц звуков или «фонем».
В младенчестве люди обладают естественной способностью распознавать слова, что помогает им овладевать языком. Однако эти слова часто распознаются как один звук, а не разбиваются на составляющие звуки.
Анатомические причины дислексии?
В глазах людей с этим заболеванием будет анатомическая разница относительно глаз здорового человека. Эта аномалия находится прямо в центре ямки, в крошечной области диаметром менее миллиметра и называется пятном Максвелла.
При изучении было выявлено, что пятна были асимметричными у недислексиков и идеально круглыми у дислексиков. По их словам, круглые пятна связаны с функцией доминирующего глаза. Имея идеально круглые пятна Максвелла в каждом глазу, у дислексиков было бы два доминирующих глаза, что создавало бы информационную перегрузку в зрительной коре и создавало бы определённые сложности с чтением.
Эволюционная теория
Наконец, существует теория, согласно которой дислексия является результатом эволюции. Теоретики, поддерживающие эту идею, утверждают, что чтение — это неестественный акт, который в прошлом не требовался и использовался только в недавнем прошлом. Большинство обществ читают менее 100 лет, и поэтому не все люди развили в себе эту способность.
Хотя эксперты до сих пор точно не уверены, в чем причина дислексии, проводится все больше исследований для выяснения причин этого заболевания. Некоторые исследователи считают, что болезнь вызвана смешением этих теорий, но точное сочетание или конкретная причина еще не известны.