Главная » Статьи » Коррекция дислексии

Коррекция дислексии

Коррекция дислексии

Дислексия – это специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение,искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного).

Без помощи специалиста это расстройство становится причиной значительных трудностей в обучении, начиная с раннего школьного возраста. Логопеды клиники «СМ-Доктор» в Москве проводят комплексные занятия по коррекции дислексии у детей любого возраста. Современные методики позволяют нам добиваться значительного улучшения даже в самых запущенных случаях, а при необходимости к лечению подключаются неврологи и другие специалисты.

Причины развития дислексии у детей

Как правило, дислексия развивается на фоне минимальной мозговой дисфункции – состояния, при котором в нормальной работе центральной нервной системы возникают небольшие сбои. Эта проблема может возникнуть на фоне патологий беременности (вредных привычек или заболеваний матери, острых и хронических интоксикаций), тяжелых родов (в том числе преждевременных), а также повреждений нервной системы в первые годы жизни. Важную роль играют также социальные факторы: неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность, отсутствие общения с ребенком, билингвизм.

Нередко дислексия возникает одновременно с другими видами нарушений: алалией, дизартрией, афазией.

В числе социальных факторов дислексиинаибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», «педагогическая запущенность», билингвизм, неблагоприятное речевое окружение.

Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированностть устной речи -ФФН или ОНР.

Виды и симптомы

В зависимости от формы заболевания, ребенок может с трудом различать отдельные буквы (литеральная разновидность) или целые слова (вербальная). В зависимости от выраженности тех или иных симптомов и проблем, выделяют несколько видов дислексии:

  • фонематическая: у ребенка возникают трудности с составлением слогов и образованием фонем; характеризуется пропусканием или добавлением букв при чтении, замены одних звуков на другие, сходные по звучанию;
  • семантическая: предложение воспринимается как набор отдельных слов, не связанных между собой, при тяжелой форме заболевания аналогичная проблема возникает со слогами одного слова;
  • аграмматическая: ребенок плохо согласует слова между собой по родам, числам, падежам;
  • мнестическая: характеризуется нарушением речевой памяти, когда ребенок не может соотнести друг с другом букву и звук, которому она соответствует; в результате при чтении буквы смещаются, меняются местами или теряются;
  • оптическая: во время чтения ребенок путает сходные по написанию буквы, перескакивает со строчки на строчку, читает в обратном направлении;
  • тактильная: особая форма, возникающая у слепых детей, вынужденных пользоваться шрифтом Брайля.

Каждая из форм дислексии требует особого подхода при выборе логопедических занятий для коррекции, вот почему перед началом лечения требуется комплексное обследование для оценки состояния ребенка.

Методы диагностики

Как правило, проблемы с чтением становятся очевидными уже в школьном возрасте. Нередко родители связывают симптомы с ленью и невнимательностью малыша. Состояние требует комплексного обследования, куда входят консультации логопеда, невролога, психолога, психоневролога и других врачей при необходимости. Особое внимание уделяется логопедическому тестированию, во время которого оценивается не только способность читать и воспринимать прочитанное, но и словарный запас, уровень развития речи и мелкой моторики, состояние письменной речи и т.п.

Методы коррекции

Современные методы коррекции дислексии у детей дошкольного возраста и школьников включают несколько направлений работы, каждое из которых направлено на устранение определенного патологического фактора, в том числе сопутствующих нарушений. Занятия активно развивают:

  • фонематическое восприятие: выделение конкретных звуков, умение различать сходные по звучанию как в устной, так и в письменной речи;
  • звукопроизношение: тренировка артикуляции, дыхания во время разговора, автоматизация процесса говорения;
  • звуковой синтез и анализ: умение составлять из звуков слоги, из слогов – слова, из слов – предложения, а из предложений – текст, а также разделять их (обратный процесс);
  • восприятие, мышление, внимание и память: эти навыки необходимы для полноценного понимания как речи, так и письменного текста;
  • активный и пассивный словарный запас: слова, которые ребенок употребляет в речи или просто знает и понимает;
  • умение составлять простые и сложные предложения;
  • формирование связной речи, освоение ее темпа и интонаций.

Дополнительно проводятся занятия по совершенствованию мелкой моторики, которая способствует укреплению нейронных связей, необходимых для качественной работы речевого аппарата и центральной нервной системы вообще.

Существует несколько авторских методик, использующихся для лечения дислексии. Например, метод Рональда Дейвиса основан на улучшение восприятия письменной речи путем формирования зрительных образов. Это помогает сконцентрировать внимание на тексте и более полно прочувствовать и осознать его. Для этого активно используется лепка, рисование и другие вспомогательные методики.

Упражнения по коррекции дислексии у школьников

Чтение – это сложный процесс, который невозможен без соответствующего развития речи, достаточного словарного запаса. Именно поэтому логопеды клиники «СМ-Доктор» в Москве используют различные упражнения для лечения дислексии у детей, которые подбираются в зависимости от формы заболевания, возраста маленького пациента, сопутствующих нарушений.

Упражнения для развития фонематических процессов

Включают в себя различные игровые методики, направленные на различение и восприятие звуков: твердых и мягких, глухих и звонких. В процессе необходимо выполнять какие-либо действия, например, поднимать или опускать руку, рисовать определенную фигуру и т.п. Восприятие происходит как на слух, так и в письменном виде.

Упражнения для развития речевого аппарата

В процессе занятия ребенок тренирует четкость произношения звуков, качество дыхания, голосовые интонации. Для этого активно используются различные ритмические тексты, стихи, скороговорки, позволяющие оценить ритм устной речи.

Одновременно проводятся специальные дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика и массаж. Процессы совершенствования речи опосредованно способствуют улучшению навыков чтения.

Упражнения для развития мелкой моторики

Эта часть занятия включает выполнение различных мелких манипуляций: лепка из пластилина, пальчиковые игры и гимнастику, вырезание и складывание фигурок из бумаги, рисование, штриховку и т.п. Хороший эффект достигается с помощью простейшего рукоделия: вышивки, бисероплетения и т.п.

Упражнения для совершенствования зрительного восприятия

Направлены на стимуляцию развития зрительного аппарата, узнавание простейших фигур и букв, различение шрифта. В зависимости от возраста ребенка и степени нарушения, используются различные игры:

  • перемещение по тетрадным клеткам в заданном направлении: выполняется сначала на бумаге, затем мысленно;
  • чтение слов или букв на повернутом листе (от 5-6 до 180 градусов);
  • узнавание букв и слов по их половинкам;
  • восприятие текста, написанного разным шрифтом, выделение одинаковых по оформлению слов и т.п.

Профилактика дислексии у детей

Профилактика дислексии и других сходных нарушений должна начинаться с первых лет жизни ребенка. Простейшие мероприятия включают различные игры и занятия, направленные на развитие мелкой моторики, образного мышления, пополнение словарного запаса. Важное значение имеет чтение вслух книг, соответствующих возрасту, а также постоянные разговоры с ребенком. Если уделять этому хотя бы небольшое время каждый день, вероятность развития дислексии и других нарушений будет существенно меньше.

Дислексия – это проблема, которая встречается довольно часто, но она поддается коррекции. Чем раньше родители приведут ребенка на прием к специалисту и начнут занятия, тем проще будет справиться с проблемой и тем меньше проблем будет возникать во время обучения в школе. В клинике «СМ-Доктор» вас ждут опытные специалисты, квалифицированные врачи и все необходимое для полноценной диагностики и лечения самых разных нарушений.

Наименование услуги Цена (руб.)
Первичная диагностическая консультация логопеда (продолжительность до 60 мин) 2 300
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин) 1 500
Консультация логопеда-дефектолога, кандидата медицинских наук 2 600
Консультация логопеда-дефектолога, доктора медицинских наук 3 800
Коррекция дислексии, дисграфии (нарушения чтения и письма) — (индивидуальное занятие 30-45 мин) 1 800

Услуги детского отделения в городе Солнечногорске оказываются со скидкой 15% от указанных в прайс-листе цен

Дислексия

Дислексия

Дислексия (лат. Dyslexia) представляет собой специфическое частичное нарушение процесса чтения у детей/взрослых и является одной из форм недоразвития письменной речи, которая проявляется стойкими, типичными, повторяющимися ошибками при нормальном интеллектуальном уровне развития, и отсутствия каких-либо нарушений со стороны слухового/зрительного анализаторов (Википедия). Проявляется на уровне единичного слова/предложения и выражается наличием серьезных трудностей при прочтении (опознании) напечатанного слова или при написании (воспроизведении) услышанного слова в виде побуквенного чтения, смешения/замены звуков, аграмматизмов, искажения структуры слогов слова, нарушение осмысления прочитанного. Такие дети испытывают трудности с овладением навыков правописания, словопроизношения и письменного изложения мысли.

Дети с дислексией неспособны достигать уровня развития навыков чтения/письма и орфографии, пропорционального их интеллектуальному уровню развития (умственным способностям). Дислексию часто сопровождают такие виды расстройств как дисграфия (расстройство процесса письма) и дискалькулия (неспособности к пониманию/изучению арифметических операций). Однако, применительно к школьникам младших классов дислексия и дисграфия должна определяться не как расстройство, а скорее, как трудность овладения процессом письменной речи.

Следует понимать, что дислексия — это частичное расстройство навыка, в то время как невозможность овладения навыком/полная утрата уже сформированного навыка чтения обозначается термином «алексия». Как правило, алексия обусловлена повреждением какого-либо участка коры головного мозга вследствие черепно-мозговой травмы/инсульта. Алексия редко бывает самостоятельным проявлением и как правило, сочетается с нарушениями письма (аграфия) и речи (афазии). Также следует понимать, что дислексия, также как дисграфия и дискалькулия — это не психическое заболевание. Дислексия по своей патологии относится к нейробиологическим расстройствам, в основе которой лежат как наследственные, так и средовые повреждающие структуры мозга факторы, а основными методами лечения являются логопедическое/педагогическое вмешательство.

Читайте также:  Острицы у детей

Известно, что чтение/письмо в филоонтогенезе относятся к новым функциям высшей психической деятельности, которые осваиваются индивидом в процессе специального обучения. В процессе обучения ведущая роль отводится наиболее поздно сформированным отделам коры головного мозга, преимущественно теменно-затылочно-височной области левого полушария. Реализация этих функций возможна лишь при тесном взаимодействии слухового/зрительного/двигательного анализаторов и при достаточном развитии и возможности выполнения сложных произвольных действий (координация при письме движения глаз и руки, движения глазного яблока по строкам текста).

Нарушение проявляется/диагностируется в детском возрасте ориентировочно в 1-3-х классах школы, когда у ребенка выявляются нетипичные затруднения при овладении навыком чтения, которые другими расстройствами развития (умственной отсталостью) и неадекватной школьной подготовкой объяснить нельзя.

Точные показатели встречаемости дислексии не установлены. По литературным данным у детей школьного возраста с нормальным интеллектом распространенность дислексии варьируют в пределах 5–20%. Частота встречаемости дислексии у мальчиков и девочек различается и составляет 4:1. Как показали исследования у около 50% детей дети с дислексией после 1–1,5 лет школьного обучения навыки чтения крайне слабые или вообще отсутствуют, что проявляется незнанием алфавита, отдельных букв, медленным слоговым чтением, побуквенным чтением лишь очень знакомых/коротких слов и непониманием смысла прочитанного.

Результатами дислексии являются низкая успеваемость в школе, снижение ребенком самооценки, формирование боязни (фобии) чтения и в целом «фобии обучения», нарушение процесса социализации. Трудности в освоении чтения/письма сопровождаются отрицательным влиянием на процесс формирования личности ребенка, формируя такие черты, как замкнутость, неуверенность, тревожность, а при неадекватном отношении к трудностям у ребенка со стороны окружения (родителей, одноклассников, педагогов), обвиняющих ребенка в лени, непослушании, нежелании учиться, медлительности часто развиваются невротические состояния (депрессия, оппозиционное/агрессивное поведение и др.).

Дислексия у взрослых в подавляющем большинстве случаев является отсутствием/неэффективностью лечения дислексии у детей. То есть, дети дислексию не «перерастают»! Установлено, что у 70-78% школьников с подтвержденным диагнозом дислексия ее проявления сохраняются и у взрослого состояния. Без адекватного/своевременного лечения дислексии она может приобретать длительный, хронический характер. Реже дислексия у взрослых является приобретенной, как результат инсульта/черепно-мозговой травмы.

Несмотря на различные отрицательные проявления и последствия дислексия/дисграфия не делает человека инвалидом и не ставит на развитии ребенка/его будущем «крест». Более того, дислексики зачастую одарены в различных других сферах жизнедеятельности, проявляют способности к образному, нешаблонному и творческому мышлению, о чем свидетельствуют жизненные истории многих выдающихся людей с проявлениями дислексии/дисграфии: Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Генри Форд, Альберт Эйнштейн, Том Круз, Мерлин Монро, Дастин Хоффман и многие другие.

Патогенез

Дислексию в соответствии с современными представлениями принято рассматривать как нейробиологическое расстройство, в основе которого лежат нарушения функций/недоразвитие отдельных участков коры головного мозга, преимущественно левой височно-теменной области, которая отвечает за декодирование/звукобуквенный анализ и левой височно-затылочной области, отвечающий за процесс автоматизированного распознавание читаемых слов. То есть, у лиц с дислексией во время чтения информация обрабатывается в других областях головного мозга через альтернативные приспособительные механизмы.

В формировании дислексии выделяют несколько механизмов:

  • Нарушения оперативно-фонологической памяти — способности удерживать в памяти в кратковременном периоде прочитанные буквы, звуки и слоги (сегменты речи), а также их смысл.
  • Нарушение серийности чтения (трудности с запоминанием серии знаков, их значений и в целом понятий, то есть, затруднение восприятия слога целиком).
  • Недостаточный словарный запас, что тормозит адекватное формирование навыка чтения.
  • Слабая способность к автоматизации навыков чтения, что требует постоянного повторения навыка на протяжении длительного времени.
  • Замедленность припоминания слов, уже известных ребенку.
  • Нарушения концентрации внимания.
  • Астенизация/повышенная утомляемость ребенка.

Классификация

В основу классификации положены нарушения тех или иных механизмов чтения, в соответствии с чем выделяют несколько форм дислексии:

  • Фонематическая. Является следствием слабого развития процессов синтеза, анализа и восприятия фонетики. Ребенок при этой форме переставляет слоги местами (например, читает вместо «ток» «кот»). Встречается преимущественно у школьников младших классов.
  • Семантическая. Как правило, семантическая дислексия является следствием недостаточной сформированности синтеза слогов, непонимания синтаксических связей и скудности словарного запаса. Ребенок понимает слова в отдельности текста, соответственно он уловить смысл прочитанного не может.
  • Аграмматическая. Заключается в ошибках при составлении конструкций и проявляется неправильным использованием окончаний слов, времен и падежей (например, «белый чашка»).
  • Мнестическая. Обусловлена проблемами соотнесения буквы и звука/нарушениями слухоречевой памяти.
  • Оптическая. Характеризуется недостаточно сформированными зрительно-пространственными представлениями/ассоциациями —ребенок не может четко сфокусировать взгляд на читаемой строчке, что нарушает последовательность чтения или видит слово задом наперед или испытывает трудности в написании графически сходных букв (В-З, Д-Л и др.).
  • Тактильная. Характерна для людей со слабым зрением, которые для чтения используют азбуку Брайля.

При этом, фонематическая/семантическая/аграмматическая формы дислексии обусловлены недостаточно сформированными речевыми функциями, в то время как в основе мнестической/оптической/тактильной форм лежит несформированность функций психики.

Причины

Этиология дислексии является многофакторной, связанной с генной наследственностью и факторами риска окружающей среды. Среди многообразия причин развития дислексии выделяют:

  • Генетически обусловленные нарушения чтения. Установлено, что гены-кандидаты развития дислексии (DCDC2, DYX1C1, ROBO1, KIAA0319, C2orf3 и MRPL2) оказывают негативное влияние на регуляцию миграции нейронов, что вызывает изменение физиологически нормального морфогенеза коры мозга и приводит к нарушению на клеточном/сетевом уровнях соединений нейронов. Как следствие — нарушение процесса обучения, требующего своевременной, быстрой и точной интеграции нейронных систем.
  • Пре/перинатальная патология в анамнезе (нарушения структур мозга по гипоксическому типу) — предлежания плаценты, аномалии развития пуповины, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода при затяжных родах, черепно-мозговые травмы при использовании методов механических родовспоможений, травмы в постнатальном периоде.
  • Токсическое воздействие (при алкоголизме матери, неконтролируемом приеме медикаментозных препаратов, болезнях роженицы (диабет, нефропатия и др.), несовместимость крови плода/матери, ядерная желтуха новорожденных).
  • Инфекционное воздействие на структуры головного мозга плода/ребенка при заболеваниях беременной или ребенка в постнатальный период (нейроинфекция, корь, эпидемиологический паротит, краснуха, герпес, полиомиелит, грипп, инфекционный гепатит, ветряная оспа и другие бактериальные/вирусные инфекции).
  • Явное/латентное левшество.
  • Психотравмы в раннем детстве.
  • Социальные факторы в виде дефицита речевого общения, неблагоприятной речевой среды, окружение, билингвизм, раннее начало/высокий темп обучения, педагогическая запущенность.

Ниже схематически обобщены основные причины развития дислексии.

Дислексия

Симптомы

Симптомы дислексии у детей могут варьировать в широких пределах в зависимости от вида дислексии, возраста и характеристик психики ребенка. Помимо специфических симптомов для каждой формы дислексии есть и общая симптоматика, встречающаяся у большинства детей.

Основные признаки включают: слаборазвитый навык чтения, не запоминание букв, дефекты звукопроизношения, неточность употребления/понимания слов, бедность словарного запаса, искажения звуко-слоговой структуры речи/письма (изменение последовательности букв/слогов, побуквенное/послоговое чтение, пропуск слов, несвязность, отсутствием развернутых предложений), нарушение понимания читаемого текста, несогласованность частей речи в падеже, числе и роде, затруднение воспроизведения ряда 3-5 звуков/слов.

Дислексия у детей часто сопровождается сопутствующими признаками, такими как:

  • Быстрая утомляемость.
  • Жалобы на головную боль после чтения.
  • Слабая концентрация внимания/проблемы памятью, плохая координация.
  • Избегание чтения/выполнения письменных работ.
  • Гиперактивность/повышенная возбудимость.
  • Дезориентация/рассеянность.
  • Яркие эмоциональные реакции.
  • Раздражительность.
  • Плохая организованность.

Симптомы дислексии у взрослых практически аналогичны. При этом взрослые достаточно успешно «маскируют» характерную для дислексии симптоматику. Как правило, дислексия у взрослых сопровождается психологическим трудностям в виде эмоциональной нестабильности, психологического дискомфорта; рассеянности и склонности к мечтательности, трудностей концентрации на одной проблеме, склонности к быстрой потере интереса, стремлению уйти от действительности, неуверенности в себе, страха совершить ошибки, высокого уровня тревожности.

Анализы и диагностика

Диагностика дислексии базируется на данных анамнеза и логопедического обследования, включающего характеристики уровня чтения, письма и сформированности устной речи, проведение онлайн теста на дислексию: «Рядоговорение», «Кулак – ребро – ладонь», «Ритмы», «Повторение цифр» и др. Сбор анамнеза предполагает беседу с ребенком/родителями, выяснение наличия осложнений беременности/болезней матери в этот период, чем переболел ребенок, выявление особенностей формирования речи, оценка успеваемости ребенка в школе и др.

Логопедическое обследование включает:

  • Диагностику устной речи (звукопроизношение, фонематическое развитие, сформированность слоговой структуры слова/связной речи, состояние речевой моторики и артикуляционного аппарата).
  • Диагностику письменной речи (оценка работы с письмом: написание текста на слух, списывание с текста, самостоятельное написание; оценка правильности написания ребенком текста и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическую диагностику, включающую выяснение уровня интеллекта, памяти, способность к анализу/синтезу, оптико-пространственному ориентированию и др.
  • Обследование ребенка отоларингологом/офтальмологом с целью определения и оценки состояния слуховой/зрительной функции.

Лечение дислексии

Дислексия у детей является не только причиной, вызывающей трудности в обучении. одновременно у детей с этими нарушениями наблюдаются эмоциональные расстройства, синдром дефицита внимания, гиперактивность, поэтому подход к лечению должен быть комплексным.

Лечение дислексии у детей

Оно заключается в своевременной логопедической работе, которой отводится основная роль, а также психотерапии. Эти направления работы с ребенком повышают его самооценку, предупреждают невротизацию и позволяют улучшить успеваемость. При этом важно создать мотивацию к занятиям и не допускать принуждения.
Существует много методов занятий с такими детьми, один из них — метод Дейвиса. Американский скульптор Рональд Д. Дейвис, страдавший дислексией, разработал систему, которую изложил в книге. Им организована Международная Ассоциация коррекции дислексии, которая организует семинары для медиков и педагогов по всему миру. Во странах есть филиалы, работающие по этой методике.

Читайте также:  Что делать когда из носа течет в горле першит а в ушах стреляет

В книге «Дар дислексии» Рональда Д. Дейвиса описан метод поэтапной коррекции. Дети, страдающие дислексией, думают «образами» или «картинками» и сталкиваясь с незнакомыми словами (например, предлоги, местоимения), для которых у них нет «картинок», впадают в состояние дезориентации — они не узнают слов, не могут читать или не понимают смысл прочитанного. Дейвис разработал рекомендации, как устранять или выключать дезориентацию. Его метод разработан для тактильной формы дислексии — ребенок тактильно учится воспринимать предметы и параллельно развивает пространственное представление. Методика Дейвиса включает следующие этапы:

  • Освоение алфавита.
  • Освоение слов и символов.
  • Умение расположить слова в определенной последовательности и понимать их во время чтения.

Методика «Освоение алфавита» — это вылепливание букв из пластилина. При этом буквы перестают быть условными для ребенка. Он лепит, произносит название букв и вкладывает в это смысл. Для освоения символов ребенок лепит объект, который для него представляет значение слова. При этом им создается устойчивый мысленный образ и длительно сохраняется в памяти орфография и значение печатного слова. Так создается определенный запас «видимых» слов — он узнает их, понимает, поэтому не происходит дезориентации.

Есть много других методик (Чиркиной Г. В., Корнева А. Н., Егорова Т. Г.), по которым проводятся занятия в России. При данной патологии нарушается обработка символов, которые видит ребенок. Многие методики усиливают активность зрительной коры мозга. При всех формах дислексии формируют графический образ буквы.
Логопедическая коррекция предусматривает работу над всеми сторонами речи, которые нарушены у ребенка. Программа реабилитации разрабатывается индивидуально.

Дислексия

Коррекция дислексии проводится в зависимости от ее формы, а для этого с ребенком должен поработать логопед.

  • Фонематическая форма требует работы над произношением звуков, и в процессе занятий устраняются дефекты звукопроизношения. Также у ребенка формируется представление о составе слова — звуки и буквы.
  • При аграмматической форме формируют правильную систему образования слов.
  • Семантическая форма требует усвоения грамматики речи и обогащения словарного запаса.
  • При мнестической форме у детей развивается слухоречевая память и рече-зрительная.
  • Оптическая форма нуждается в развитии у ребенка зрительного анализатора и умении представить слово зрительно.
  • При тактильной форме у детей развивается пространственное представление слов и предметов.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников построены в виде игры, чтобы ребенок с интересом занимался. Обычно это нахождение на карточках однокоренных слов, поиск слов по начальному звуку, поиск карточки с определенным словом, которое скажет преподаватель. Различные упражнения можно найти в интернете, но порекомендовать их должен логопед, который определяет специфику упражнений на основании конкретного случая (формы дислексии).

Дислексия

Навык чтения у детей вырабатывается поэтапно. Егоров Т. Г. выделяет несколько этапов при обучении чтению:

  • Аналитический. На этом этапе усваивается звукобуквенное соотношение.
  • Становление синтетических приемов во время чтения. Ребенка учат присоединять слова друг к другу и прочитывать все предложение.
  • Автоматизация навыков чтения, что развивает беглое чтение, но осмысленное.
  • Совершенствование техники чтения (при этом ребенок должен понимать смысл текстов по своему возрасту.

Параллельно занятиям с логопедом, дома родители должны продолжать эти занятия и всесторонне поддерживать ребенка:

  • Не допускается унижать и ругать ребенка за плохое чтение и постоянно проявлять любовь к нему и показывать его ценность для семьи.
  • Читать ребенку вслух, поскольку таким образом он лучше понимает и усваивает и это сминает нагрузку на мозг. Чтение в слух дает расширение запаса слов и не формирует «фобию чтения». Чтение вслух и обсуждение прочитанного является помощью ребенку и важной работой в домашних условиях.
  • Не заставлять читать вслух, поскольку это более трудоемкий процесс. Детям легче читать «про себя».
  • Полезно в процессе чтения разъяснять ребенку незнакомые слова, что улучшает понимание текста и расширяет словарный запас. Детей стоит поощрять задавать вопросы о незнакомых словах.
  • Использовать ежедневную переписку в интернете, с постепенным расширением текста.
  • Замечено, что увеличение расстояния между буквами и между словами улучшает чтение и его скорость.
  • Французско-итальянская группа (руководитель Йоханнес Циглер) разработала приложение для iPad и iPhone, которое называется «DYS». Данная программа позволяет родителям регулировать расстояние, подбирая удобный для ребенка вариант чтения.

Медикаментозное лечение

Фармакотерапия имеет вспомогательное значение и направлена на стимуляцию психических функций и возможностей мозга. В лечении в зависимости от ситуации применяются нейролептики, седативные средства, антидепрессанты. Особая роль отводится ноотропным препаратам.

Назначение ноотропных препаратов (Пирацетам, Ноотропил) и препаратов гамма-аминомасляной кислоты (Пикамилон, Фенибут, Пантогам) стимулирует обмен в нейронах и способствует развитию новых межнейрональных связей. Ангиопротекторы (Инстенон и Актовегин) способствуют улучшению микроциркуляции мозга.

Как научить ребенка с дислексией читать

Дислексия имеет нейрологическое происхождение. О том, как распознать дислексию, как лечить и чем помочь ребенку в домашних условиях — читайте в статье ниже.

  • Международные подходы
  • Основные признаки дислексии
  • Как корректировать дислексию?
  • Медицинское вмешательство
  • Чем можно помочь дома?

По Международной классификации дислексия относится к нарушениям узнавания и понимания символов и знаков. Стандарты оказания медицинской помощи для этой категории пациентов не разработаны, поэтому используются различные методики, основанные на педагогическом опыте.

Международные подходы

В западных странах в понятие «дислексия» включены трудности чтения и письма у здоровых в целом детей, а также у страдающих различными болезнями или задержкой развития. В нашей стране эта проблема рассматривается шире. В эту категорию включены трудности чтения, письма и устной речи, но при этом исключены состояния, обусловленные умственной отсталостью, зрительными и слуховыми дефектами.

Основные признаки дислексии

Расстройство впервые диагностируется у детей до 10 лет. Важно, что ребенок с дислексией имеет полностью сохранный интеллект, однако:

  • при чтении ошибается, потому что угадывает слова;
  • плохо понимает или не может пересказать прочитанное;
  • при переписывании или письме под диктовку делает множество ошибок;
  • имеет неразборчивый почерк;
  • отличается сильной раздражительностью и повышенным эмоциональным фоном;
  • нарушена схема тела (путает право и лево), проявляется неуклюжесть;
  • держит ручку необычным образом.

Как корректировать дислексию?

Речь идет скорее о коррекции, зачастую педагогической, чем о лечении.

Прежде чем что-то предпринимать, ребенка нужно обязательно проконсультировать у детского невролога, офтальмолога и ЛОР-врача. Коррекцию у логопеда можно начинать, если исключены органические заболевания. Все это желательно сделать в старшей группе детского сада или, по крайней мере, до того, как ребенок попадет в школу. Дети бывают очень жестоки, поэтому школьник с дислексией может стать жертвой буллинга.

  • обучение узнаванию левой и правой стороны;
  • распознавание написанного слова как одного целого;
  • распознавание цветов.

Медицинское вмешательство

Поскольку дислексию связывают с незрелостью мозговых структур, врач может назначить витамины и ноотропные препараты, улучшающие функции нервной ткани. Медикаментозная терапия всегда индивидуальна, учитывает скорость развития малыша.

Перспективен такой метод лечения, как микрополяризация (ТКМП). Этот метод испытан в течение длительного периода времени (около 30 лет), отличается высокой терапевтической результативностью.

Микрополяризация – это воздействие на определенные зоны головного мозга слабым (до 1 мА) электрическим током. На головку ребенка надевается шапочка для ЭЭГ (тестильная), а под нее подкладываются положительные и отрицательные электроды, обернутые влажной тканью. Ток используется однополярный (течет от плюса к минусу, от анода к катоду). Под действием тока происходит направленная поляризация мембран клеток, начинается их усиленное развитие.

Ребенок во время процедуры ничего не чувствует. Полный эффект лечения разворачивается в срок от 2 до 6-ти месяцев.
Желательно, чтобы с ребенком одновременно занимался специалист, развивающий мелкую моторику.

Чем можно помочь дома?

Домашняя коррекция состоит из нескольких важных пунктов.

Развитие фонематического восприятия
Это способность воспринимать звуковой состав слова. Нужно приобрести (или сделать самим) карточки со всеми буквами и как можно чаще играть с ребенком «в слова». Мама произносит слово, а ребенок пытается его составить из букв. Нужно, чтобы игра была непосредственной и живой. Например, собрать название животного, которое видели в зоопарке, или мультяшного персонажа. Слова желательно осваивать постепенно, 1 или 2 в день. Если делать это постоянно, словарный запас малыша и способность читать из раза в раз будут улучшаться.

Понятие о грамматике и семантике
Грамматика – это изменение слов в предложении, их согласованность (лист желтый, морковка оранжевая).
Семантика – узнавание смыслового значения слова (дождь идет, хотя никаких ног у явления природы нет).
Лучшие упражнения – прослушивание сказок в медленном темпе, когда все слова и выражения произносятся четко, разборчиво, выделяются интонацией. Ребенок поневоле будет подражать услышанному. Любое слово, вызвавшее заминку или непонимание, нужно подробно разъяснять.

Увеличение словарного запаса
Мышление у ребенка всегда конкретное. Он не может говорить о том, чего не видел и не «попробовал на зуб». Поэтому увеличивать словарный запас нужно, показывая предметы и понятия, рассказывая о них. Рассказывать нужно как можно более подробно. Так, на примере простой кастрюли можно рассказать о металле, круге, рисунке, объеме.

Читайте также:  Бактериурия причины и лечение бактерий в моче

Артикуляционные упражнения
В сети и книжных магазинах имеется множество пособий на тему веселой артикуляции. Заниматься можно по любому изданию, упражнения однотипные – хомячок (надуть щеки), улыбка, бублик, хоботок и подобные. Любое занятие лучше превратить в игру. Начинать упражнения лучше с логопедического массажа, который «разогревает» мышцы щек и языка. Длительность занятия – не больше 5 минут, иначе ребенок потеряет интерес.
Совместная работа специалистов и родителей всегда улучшает ситуацию и способствует формированию правильной и четкой речи у ребенка. Позаботьтесь об успешном будущем своего малыша, запишитесь на консультацию к логопеду прямо сейчас!

Дислексия у детей (нарушения чтения)

Дислексия у детей – расстройство навыков чтения, вызванное нарушением высшей психической деятельности, когда некоторые психические функции недостаточно развиты или по каким-либо причинам повреждены. Заболевание сильно отражается на восприятии печатного текста: ребенок с такой проблемой не всегда воспринимает смысл прочитанного правильно, теряет целые слова и предложения, что в дальнейшем сказывается также на устной речи и психологическом самочувствии. Специалисты клиники «СМ-Доктор» проводят полное обследование детей с подозрением на дислексию, а также организуют индивидуальные и групповые занятия для коррекции этого нарушения.

Общие сведения

Чаще всего дислексия диагностируется у младших школьников в ходе подготовки к обучению или в первом классе. Педагоги и родители замечают, что во время чтения ребенок не воспроизводит отдельные звуки, проглатывает их или произносит неправильно. Также может наблюдаться проблема с распознаванием знаков препинания, из-за чего интонации при чтении малыш расставляет неверно, путая, где начало и конец предложения.

В большинстве случаев признаки дислексии у младших школьников и подростков сочетаются с симптомами дисграфии – еще одного расстройства высшей психической деятельности, связанной с нарушениями письма.

Причины развития

Специалисты полагают, что расстройство чтения – результат нарушения работы центральной нервной системы, что влечет за собой целый ряд патологий неврологического и нейробиологического характера. Наиболее вероятными причинами дислексии у детей могут стать:

  • гипоксия (кислородное голодание мозга), случавшаяся в период внутриутробной жизни малыша или в процессе появления на свет;
  • токсическое воздействие медикаментов, запрещенных веществ, алкоголя, никотина во время формирования плода;
  • различные инфекции, затрагивающие головной мозг и ЦНС, перенесенные в период внутриутробного развития или в младенческом возрасте (например, краснуха, корь, ветряная оспа);
  • механические повреждения головы и, как следствие, головного мозга, возникшие в результате внештатных ситуаций во время родов.

Другими причинами расстройства речи могут послужить:

  • черепно-мозговые травмы;
  • длительные, истощающие организм заболевания;
  • нерациональный или ненужный прием сильнодействующих лекарственных средств;
  • нейроинфекции.

Некоторые специалисты в числе прочих указывают наследственность как предрасполагающий фактор к дислексии: если у ближайших родственников имелись проблемы с восприятием, распознаванием или воспроизведением письменной и разговорной речи, у ребенка есть реальная вероятность столкнуться с аналогичными проблемами.

В перечень социальных факторов, способных так или иначе повлиять на становление высшей психической деятельности, входят:

  • дефицит речевого общения;
  • взаимодействие с членами семьи и окружением на нескольких языках;
  • синдром «госпитализма», когда малыш в силу негативных обстоятельств разлучен с матерью;
  • педагогическая запущенность;
  • слишком раннее или запоздавшее обучение элементарным навыкам чтения и письма;
  • неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье;
  • слишком большой объем возложенных обязанностей и ответственности, когда ребенок вынужден одновременно решать свои и взрослые задачи, посещать большое количество секций и кружков, единолично отвечать за бытовые вопросы.

Основной предпосылкой для появления симптомов дислексии у дошкольников и младших школьников остается общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие.

Классификация

Ребенок может не различать отдельные символы и буквы, и тогда врачи говорят о литеральном расстройстве, а если малыш в целом с трудом воспринимает слова и предложения, диагностируется вербальная форма заболевания.

В соответствии с нарушенными механизмами восприятия речи у детей выделяют следующие виды дислексии:

  • фонематическая, развивающаяся из-за нарушения способности распознавать, анализировать и дифференцировать отдельные звуки, буквы и слоги;
  • семантическая, обусловленная слабым словарным запасом, невозможностью объединять отдельные слоги в цельные слова;
  • аграмматическая, когда ребенок не понимает структуру языка, по каким правилам выстраиваются словосочетания и предложения;
  • мнестическая, при которой малыши с трудом соотносят звуки с буквами, страдают от нарушений речевой памяти;
  • оптическая, связанная с недостаточным или аномальным формированием зрительно-пространственного восприятия.

Также отдельно выделяют тактильную дислексию: такая форма расстройства характерна для слабовидящих детей, когда они с трудом распознают символы через тактильные ощущения.

Симптомы

Симптомы дислексии

Характерные признаки расстройства могут отличаться в зависимости от того, от какой формы заболевания страдает ребенок. Основными симптомами дислексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

  • произвольное изменение порядка слов, чисел, букв и слогов при чтении и устном составлении предложения;
  • неправильное употребление парных шипящих и свистящих звуков, путаница между похожими по написанию или произношению символами;
  • скудный словарный запас;
  • общение с помощью коротких нераспространенных или мало распространенных предложений;
  • несвязность речи;
  • нарушение последовательности отдельных структур текста при чтении и разговоре;
  • затрудненное понимание прочитанного текста;
  • плохое запоминание материала, усвоенного при чтении;
  • неправильное употребление падежей, окончаний прилагательных и числительных, времен глаголов;
  • несогласованность частей речи по роду, числу, падежу и другим правилам;
  • выпадение из слова отдельных звуков при произношении или букв во время чтения;
  • зеркальное чтение, когда ребенок начинает воспроизводить написанный текст справа налево;
  • частое соскальзывание с одной строчки на другую во время чтения, при этом ребенок с трудом находит место, где он остановился.

Дети с таким расстройством также плохо воспринимают разговорную речь на слух, просят повторить сказанное, не понимают совсем или понимают неправильно смысл некоторых слов, с трудом фокусируют внимание, когда кто-то долго и пространно говорит.

Диагностика

Ребенок, у которого имеются признаки расстройства чтения, должен пройти полное логопедическое обследование, которое складывается из последовательной оценки речевых, письменных навыков, чтения и качества неречевых процессов (внимательности, умения сфокусироваться на тексте, запоминания и т.д.). Специалист также проверяет состояние артикуляции, четкость дикции, характеризует речевую и ручную моторику.

В целом диагностические мероприятия можно разделить по трем направлением:

  • оценка устной речи, которая включает изучение особенностей звукопроизношения ребенка, объема его словарного запаса, уровня фонетико-фонематического развития, умения правильно работать со структурой языка;
  • оценка письменных навыков, что подразумевает выполнение различных заданий на переписывание текстов, письмо на слух, самостоятельное произвольное написание слов и предложений;
  • нейропсихологическая оценка, включающая анализ оптико-пространственных ориентировок ребенка, степени формирования зрительного распознавания и запоминания печатных объектов.

Дополнительно логопед может направить ребенка на неврологическое и офтальмологическое обследование. Важным этапом диагностики дислексии также выступает изучение образа жизни ребенка, особенностей его окружения, психологической обстановки в семье.

Коррекция дислексии

Коррекция дислексии

Выбор тактики лечения дислексии у детей зависит от формы и степени выраженности расстройства. Классический подход предполагает систему логопедических занятий, в ходе которых специалист прорабатывает артикуляцию и дикцию ребенка, учит его правильно соединять звуки и буквы в слоги, а слоги в слова, помогает освоить зрительное восприятие и запоминание текста в целом.

Нетрадиционный способ лечения разработал Рональд Д. Дейвис, сам страдающий от такого расстройства. Его методика предполагает придание печатным символам мысленных образов, что помогает детям восполнить пробелы восприятия и улучшить зрительное запоминание текста.

Коррекция дислексии всегда индивидуальна, не существует оптимального подхода для всех малышей с расстройством чтения. В некоторых случаях требуется медикаментозная поддержка, в иных – работа с детским психологом, поэтому квалифицированные специалисты разрабатывают схему терапии с учетом всех особенностей ребенка и его окружения.

Важно понимать, что проблемы с письменной или устной речью не исчезнут самостоятельно по мере взросления малыша. Более того, есть реальный шанс, что расстройство усугубится, что означает более трудоемкую и длительную терапию. Родителям, которые заметили у ребенка малейшие признаки дислексии, необходимо немедленно обращаться за помощью к логопедам и психологам.

Дислексия требует целенаправленной коррекции; от способности читать, воспринимать и запоминать текст зависит успешность обучения детей в школах и ВУЗах, качество межличностных взаимоотношений со сверстниками, противоположным полом, наставниками и учителями, целеустремленность и умение достигать поставленных задач. Подросток, страдающий расстройством навыков чтения, с трудом адаптируется в обществе, чувствует себя ущербным, больным, что сказывается на психологическом здоровье и становлении личности в целом.

Профилактика

К мерам предотвращения расстройств высших психических функций у малышей относятся:

  • соблюдение матерью во время беременности правил безопасности и врачебных рекомендаций;
  • отказ от курения, употребления алкоголя и запрещенных препаратов во время вынашивания плода;
  • предупреждение ситуаций, чреватых травмами головы у детей;
  • своевременное начало обучения грамоте, чтению и письму;
  • постоянное речевое общение с ребенком;
  • развитие мелкой моторики.

Специалисты настоятельно рекомендуют взрослым не сюсюкать, используя исковерканные слова и уменьшительно-ласкательные суффиксы, с детьми, вышедшими из младшего дошкольного возраста, исправлять речевые ошибки, учить малышей правильному произношению слов.

Если у вашего ребенка есть проблемы с чтением, не спешите списывать все на лень или невнимательность. Возможно, у него проявились симптомы дислексии. Запишитесь на консультацию в клинику «СМ-Доктор», узнайте, в чем причина проблем и как их устранить.

Врачи:

Детская клиника м.Войковская (Клары Цеткин)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *