Главная » Статьи » Нарушение психики у детей

Нарушение психики у детей

Screenshot_1-4-300x179

Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.

Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.

Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.

При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).

Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет

Доктора данного направления

Распространенные нарушения психики у детей

К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.

Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.

На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.

Аутизм

Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.

Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Задержка психического развития

В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.

Умственная отсталость

Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:

  • легкая степень интеллектуальной недостаточности – 50-70 баллов;
  • умеренная – 30-50 баллов;
  • тяжелая форма – 20-35 баллов;
  • глубокая р – менее 20 балльных единиц.

В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).

Шизофрения

Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).

Клиническая картина у дошкольников:

  • редкий плач , отсутствие реакции дискомфорт,нарушения сна;
  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • состояния двигательной расторможенности либо заторможенности;
  • стереотипное поведение, манипулятивная игра;
  • речевые расстройства, употребление стереотипных выражений,
  • эхолали;
  • нелогичность мышления;слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;

Медицинская и психологическая диагностика

Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.

Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.

Аппаратные методы

Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.

Лечение

Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

  • полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете(психиатр);
  • применение комплекса медикаментозных препаратов;
  • непрерывную работу с родителями и педагогами;
  • физиотерапию;
  • дефектологическую,логопедическую,нейропсихологическую,психологическую коррекцию.

Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.

Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.

В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.

Вы всегда можете узнать цены на диагностику и лечение, обратиться за консультацией к нашим специалистам предварительно записавшись на прием по телефонам +7 (495) 541-76-30, +7 (498) 547-29-20

В КЛИНИКАХ «ПРЕЗИДЕНТ-МЕД» ВЫ МОЖЕТЕ

  • пройти обследование и лечение по более чем 30 медицинским специализациям, реабилитацию после инсультов, операций, травм, (более 5000 видов анализов и лабораторных исследований), (УЗИ, эндоскопия: гастроскопия), ЭКГ, установка и расшифровка СМАД и Холтер-ЭКГ и другие,
  • пройти медицинскую комиссию за один день, пройти профосмотр (как для организаций, так и для частных лиц), – справки в ГИБДД и для допуска к занятиям спортом, для приобретения оружия, в санаторий,
  • при наличии показаний – оформить лист временной нетрудоспособности,
  • оформить и получить другие виды медицинской документации,
  • сделать любые инъекции, одного дня или дневного стационара.

СТОИМОСТЬ УСЛУГИ *

НАИМЕНОВАНИЕ ЦЕНА (Коломенская) ЦЕНА (Видное)
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога первичный (лиц до 18 лет) 2200 рублей 2200 рублей
Прием (осмотр, консультация) врача-невролога повторный (лиц до 18 лет) 2100 рублей 2000 рублей
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра первичный 2200 рублей 2200 рублей
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра первичный, первой/высшей категории/К.М.Н. 2500 рублей 2500 рублей
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра повторный 2100 рублей 2000 рублей
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра повторный, первой/высшей категории/К.М.Н., по результатам обследования 2300 рублей 2300 рублей
Прием (тестирование, консультация) медицинского психолога первичный 2400 рублей 2400 рублей
Прием (тестирование, консультация) медицинского психолога повторный 2000 рублей 2000 рублей

Лаврова Нина Авенировна -врач-терапевт, медицинский центр на Коломенской

Автор: Лаврова Нина Авенировна

Окончила Ярославский государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело»
Медицинский опыт работы — 25 лет

Пубертат у девочек

Пубертат или “половое созревание” происходит от латинского слова «puber», что означает «взрослый». Это термин, используемый для описания лет жизни, в течение которых тело девочки претерпевает переход к физиологической зрелости. За это время в организме происходит ряд изменений, которые вызывают половое развитие, изменение форм тела и увеличение роста. Кроме того это время эмоционального взросления девушек.

Путь девочек к половой зрелости

Тело девушки не только меняет свой внешний вид, но и начинат работать по новому, так как первая менструация начинается именно в период полового созревания. Это является индивидуальным процессом. Тело будет развиваться в данный промежуток времени в своем собственном темпе. Некоторые девушки уже почти полностью формируются к 14 — 16 годам, а другие проходят через этот период к зрелости позже. Не волнуйтесь, если ваше половое созревание начинается позднее, чем у подруг!

Процесс полового созревания начинается, когда часть мозга, называемая гипоталамусом, начинает вырабатывать гормон под названием ГнРГ (гонадотропин-рилизинг-гормон). Как только гипоталамус начинает выделять этот гормон в определенном режиме — так называемом “пульсирующем паттерне” — он заставляет другую структуру в основании мозга, называемую передней долей гипофиза, вырабатывать два важных вещества: ФСГ (фолликулостимулирующий гормон) и ЛГ (лютеинизирующий гормон). Эти вещества, называемые гонадотропинами, стимулируют яичники к высвобождению основных женских половых гормонов — эстрогена и прогестерона.

Ход пубертата у девочек имеет несколько стадий и эти изменения обычно начинаются в возрасте от 9 до 14 лет. Стадии полового созревания описывают изменения, происходящие в организме. Путь к половой зрелости обычно занимает от 2 до 5 лет, но каждый ребенок индивидуален, и личный опыт может быть разным (см. данные в таблице ниже).

Признаки пубертата / Возраст

09 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Матка, влагалище и половые губы начинают меняться и расти
Появляются волосы лобке
Начинает развиваться грудь
Появляются первые выделения из влагалища
Начинаются менструации
Грудь полностью развилась
Конец полового созревания

Процесс полового созревания

Существуют последовательные стадии полового созревания у девочек. На первом этапе у девушки начинает формироваться грудь. Это начинается с небольшого изменения, называемого бутоном груди. У девочек в пубертате развитие груди может начаться примерно в 9-11 лет, иногда это бывает только одна грудь. Обычно, в течение нескольких месяцев, начнется рост и с другой стороны и это совершенно нормально. В гинекологии выделяют две фазы этого процесса.

Фазы пубертата девочек

1 фаза полового созревания — препубертатная (наступает в возрасте 8-9 лет и продолжается около 5 лет)

2 фаза полового созревания — пубертатная (с 13-14 до 18 лет).)

Наступает, когда появляются вторичные половые признаки, происходит активное развитие организма, быстрый рост тела девочки в длину. Конец этой фазы совпадает с приходом менархе.
Начинается с менархе. Происходит замедление роста, появление овуляторных циклов. Эта фаза девичьего пубертата заканчивается с завершением полового и общего развития тела, когда организм функционально и анатомически готов к зачатию и вынашиванию ребенка
Читайте также:  Невралгия затылочного нерва у взрослых симптомы причины и лечение
Стадии развития организма

1. Телархе является первой стадией пубертатного периода — это развитие почек молочных желез, происходит в возрасте около 10-11 лет. Возникает вследствие роста уровня циркулирующих эстрогенов. Одновременно при телархе происходит насыщение гормонами слизистой влагалища и матки.

2. Пубархе: это первоначальный рост лобковых волос, которые очень тонкие и прямые. Это обычно происходит примерно в то же время, что и почкование груди, и появление волос в подмышечных впадинах, но может произойти немного позже, в 12-13 лет.

3. Адренархе: во время этой фазы лобковые волосы увеличиваются в количестве и изменяют текстуру от тонкой до грубой. Это также время, когда развиваются волосы под мышками и начинается запах от тела. Во время этой фазы также у девочек начинают развиваться прыщи. Эта фаза происходит в годы между первым зародышем груди и первым менструальным периодом.

4. Менархе: происходит обычно через 2 года после телархе. Менструальный цикл у подростков обычно является нерегулярным течение первых 6 месяцев — 1 года, что свидетельствует об ановуляторных циклах. Установление регулярных циклов будет примерно через 2 года после менархе.

Признаки полового созревания

Половое созревание знаменуется следующими внешними и внутренними изменениями:

  1. резким ростом длины тела;
  2. развитием грудых желез;
  3. появлением и ростом волос;
  4. изменением фигуры по женскому типу;
  5. началом менструальных циклов;
  6. появлением прыщей на лице (акне);
  7. перепадами в настроении.

Девушки-подростки

Увеличение роста

В период раннего полового созревания организма совершается ускорение роста. Оно становится причиной нескладности и непропорциональности тела девочки.

Высыпание прыщей

Во время пубертатного периода под действием усиления выработки андрогенов активизируются сальные железы. В результате их работы волосы и кожа приобретают более жирный вид. Излишки деятельности сальных желез ведут к возникновению прыщей и угрей на лице, шее и спине.

Рост и увеличение груди

Формирование молочных желез начинается с увеличения размеров сосков и ореолов. Далее начинает расти молочная железа в целом и это завершается в 14-16 лет. Окончательным размер груди становится только после рождения и кормления ребенка.

Появление растительности в интимной зоне

Ранние признаки полового созревания подростков включают в себя появление на лобке волос. Сначала вырастают единичные волоски на больших половых губах, а в течение шести-двенадцати месяцев они распространяются на лобок и всю промежность.

Изменения фигуры

Во время полового созревания под влиянием высокого уровня женских гормонов кости таза растут в ширину. В результате этого бедра девочки становятся значительно шире. Происходит увеличение количества жировой ткани, которая откладывается в области ягодиц, бедер, молочных желез, лобка и плечевого пояса.

Приход первой менструации

Они наступают в возрасте 11-14 лет. Это говорит о том, что организм нормально и правильно развивается.

Изменения в половых органах

Под действием меняющегося гормонального фона растут в размерах наружные и внутренние женские половые органы. К концу пубертата у девочек половые губы и влагалище достигают параметров, свойственным взрослым женщинам. Эти особенности полового созревания девочек в большей степени обусловлены и генетическими факторами и уровнем гормонального фон, например, изредка встречающаяся у подростков гипертрофия малых половых губ, вызванная избыточным влиянием мужских половых гормонов.

Если что-то пошло не так.

Половое созревание — это часть нормального роста и развития. Если половое созревание задерживается или наступает слишком рано, это может быть признаком необходимости в медицинской помощи. Следующее может указывать на проблему и должно быть обсуждено с детским гинекологом:

Как лечить невроз у детей: мнение педиатра

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎ гипоопека » .
  • Избыточное уделение внимания — « гиперопека » .
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в « классические » , как у взрослых.

невроз у детей

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия . У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко « притворяются » . Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
  • Неврастения . У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
  • Навязчивые состояния . Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
  • Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
  • Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия.

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша.

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

психотерапия

Основным способом лечения неврозов является психотерапия.

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Читайте также:  Деформирующий остеоартроз

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Способы коррекции невротических проявлений у детей

Статья посвящена одной из актуальных проблем детской психоневрологии – лечению невротических нарушений.
Целью работы было изучение эффективности разных препаратов, применяемых для коррекции невротических и эмоциональных расстройств.
Материал и методы: на репрезентативной группе пациентов (131 ребенок в возрасте от 3-х до 12 лет с невротическими проявлениями) показана сравнительная оценка эффективности использования препаратов Нервохель, Валерианахель и фенибут.
Результаты: каждый из препаратов имеет «свою точку приложения», что, вероятнее всего, связано с их составом и механизмом действия. Так, наиболее продуктивным в улучшении эмоциональной сферы у детей объективно был Нервохель, эффективность которого также отмечалась в повышении мотивации (как и у фенибута) и коммуникативности. В коррекции сна все препараты показали практически идентичную эффективность, что позволило нормализовать процесс засыпания и сна практически у 44,2–52,3% детей. Помимо высокой эффективности отмечалась и хорошая переносимость комплексных гомеопатических препаратов, лишь у 2-х пациентов наблюдались аллергические проявления на фоне приема нервохеля и валерианахеля, которые были расценены как гомеопатическое «обострение» и нивелировались самостоятельно, по сравнению с 11 пациентами с абдоминалгией и аллергической кожной реакцией на фенибут. Помимо улучшения неврологического статуса у 18,6% детей, принимавших Нервохель, и 20,5% принимавших Валерианахель, отмечалось улучшение соматического статуса, а именно редуцирование дисфункций со стороны ЖКТ и мочевыделительной системы.
Выводы: Нервохель и Валерианахель являются эффективными и безопасными препаратами для коррекции невротических нарушений и изменений эмоциональной сферы у детей, что позволяет их рекомендовать к широкому применению в практическом здравоохранении.

Ключевые слова: функциональные нарушения нервной системы, невротические нарушения, Нервохель, Валерианахель, фенибут.

Для цитирования: Хачатрян Л.Г., Быкова О.В., Никитина Е.Д., Касанабе Е.В. Способы коррекции невротических проявлений у детей. РМЖ. 2016;24:1634-1638.

Treatment of neurotic disorders in children
Khachatryan L.G. 1 , Bykova O.V. 2 , Nikitina E.D. 2 , Kasanabe E.V. 1

1 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
2 University Children Hospital of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

The paper discusses an important issue of pediatric psychoneurology, the treatment of neurotic disorders. The occurrence of these conditions among functional outcomes of perinatal hypoxia is 35-40%. Statistical data demonstrate low efficacy of pharmacotherapy for these conditions. This results in the reduced quality of life of a child and a family.
Aim. To assess the efficacy of various medical agents in the treatment of neurotic and emotional disorders.
Patients and methods. The efficacy of Nervoheel®, Valerianaheel®, and Phenibut was compared in 131 children aged 3-12 years with neurotic disorders.
Results. It was demonstrated that each agent has its own “application point” depending on the composition and mechanism of action. Thus, the most effective drug in terms of emotional improvement was Nervoheel® which also increased motivation (like Phenibut) and communication. The medications were similarly effective for sleep disorders in 44.2-52.3% of children. In addition to high efficacy, complex homeopathies have good tolerability: self-limiting allergic reactions to Nervoheel® and Valerianaheel® observed in 2 patients only were regarded as homeopathic “exacerbation”. On the other hand, abdominal pains and allergic skin reactions were detected in 11 patients who received Phenibut. Moreover, 18.6% of children prescribed with Nervoheel® and 20.5% of children prescribed with Valerianaheel® demonstrates somatic (i.e., gastrointestinal and excretory) improvements.
Conclusions. Nervoheel® and Valerianaheel® are safe and effective for neurological and emotional disorders in children. They can be recommended for widespread use in pediatric daily practice.

Key words: functional disorders of nervous system, neurotic disorders, Nervoheel®, Valerianaheel®, Phenibut.

For citation: Khachatryan L.G., Bykova O.V., Nikitina E.D., Kasanabe E.V. Treatment of neurotic disorders in children // RMJ. 2016. № 24. P. 1634–1638.

Статья посвящена лечению невротических нарушений у детей

Невротические проявления – одно из часто встречающихся нарушений нервной системы у детей. Удельный вес этих нарушений составляет 35–40% от всех функциональных последствий перенесенной перинатальной гипоксии [1–5]. Широкий синдромологический диапазон, частое рецидивирование невротических проявлений требуют особого внимания к этой когорте пациентов не только у невропатологов, но и у педиатров, педагогов, психологов. Помимо этого, такие пациенты нуждаются, как правило, в долгом комплексном медико-психологическом сопровождении. По данным литературы, свыше 64% этих детей имеют более 1 эпизода обострения, около 42% детей – 3 и более эпизодов невротических проявлений [3, 4, 6–8]. Такая статистика свидетельствует о недостаточной эффективности лекарственных средств, применяемых для коррекции указанных нарушений, снижающих качество жизни не только ребенка, но и его семьи [5, 6, 9–16].
Безусловно, дисфункция нервной системы клинически проявляется в важные периоды жизни ребенка, такие как первичная социализация в детском саду, начало обучения в школе. В это время происходит перестройка организма к условиям нового социума, и функциональная несостоятельность нервной системы не позволяет благополучно миновать этот период [8, 17–24]. Поэтому поиск новых безопасных и эффективных средств терапии является важной задачей современной медицины.
В связи с этим целью нашего исследования стало сравнительное изучение применения нескольких препаратов, использующихся для коррекции невротических и эмоциональных нарушений у детей.

Материал и методы

Мы наблюдали 131 пациента (72 (54,9%) мальчика и 59 девочек (45,1%)) с невротическими проявлениями в возрасте от 3-х до 12 лет. При проведении диагностики осуществлялись клиническая оценка неврологического и соматического статуса, нейровизуализация (МРТ головного мозга), выполнялись электроэнцефалография, транскраниальная допплерография сосудов головного мозга, оценка эмоционально-психологического состояния с помощью теста Люшера и шкалы тревожности CMAS (для детей с 8 лет – The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale в модификации А.М. Прихожан 2002 г.) [9, 10, 25, 26]. Проводились биохимический и клинический анализ крови. Все дети были осмотрены логопедом-психологом, офтальмологом, педиатром.
Методом случайной выборки пациенты были разделены на 3 группы: 1-я (44 ребенка) получала коррекцию препаратом фенибут в дозе от 0,25 до 0,5 г/сут, 2-я (44 ребенка) – препаратом Нервохель («Хеель», Германия), 3-я (43 ребенка) – препаратом Валерианахель («Хеель»). Дифференцированно учитывались исходные данные в каждой группе.
Препарат фенибут («Олайнфарм», Латвия) состоит из двух активных веществ: аминофенилмасляной кислоты (производное фенилэтиламина, обладающее транквилизирующим действием) и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) (с ноотропным действием). Вспомогательные вещества включают: лактозу, картофельный крахмал, поливинилпирролидон низкомолекулярный, стеариновый кальций. Доза составляла от 0,25 до 0,5 г/сут.
Гомеопатический препарат Нервохель («Хеель», Германия) состоит из 6 компонентов (табл. 1), каждый из которых обладает определенным действием на организм. Препарат применяется с 3-летнего возраста для лечения невротических нарушений различного характера. Нашим пациентам мы назначали в зависимости от возраста от 1 до 3-х табл./сут в течение 14 дней вне еды.

Таблица 1. Состав, показания к применению и действие препарата Нервохель

Препарат Валерианахель («Биологише Хайльмиттель Хеель», Германия), так же, как и Нервохель, имеет смешанный состав (табл. 2), обусловливающий разностороннее действие не только на нервную систему, но и на организм в целом. Доза для детей от 2 до 6 лет — по 5 капель 2–3 р./сут, от 6 до 12 лет — по 10 капель 3 р./сут в течение 2-х нед.

Таблица 2. Состав и показания к применению препарата Валерианахель (раствор спиртовой 60% для приема внутрь в виде капель, 100 г)

Во всех группах дети получали препараты согласно возрастным рекомендациям. Оценка эффективности проводилась с помощью контрольного клинического осмотра, проведения экстра- и интракраниального допплерографического исследования сосудов головного мозга, ЭЭГ, тестирования по методикам Люшера и СМАS до и после терапии.
Статистическая обработка результатов исследования выполнена с использованием пакета программ Statistica 22.0 (StatSoft Inc., США), различия считались статистически значимыми при р≤0,05.

Результаты и обсуждение

Нозологическая структура патологии у 131 пациента была представлена следующими функциональными нарушениями нервной системы (табл. 3): у 39 детей (29,8%) отмечались нарушения эмоциональной сферы, у 92 (70,2%) – разного рода нарушения невротического характера. Надо отметить, что в основном эти проявления дебютировали в возрасте 2,5–3,5 года, когда дети проходили первичную социальную адаптацию (детские сады, группы развития и т. д.).

Таблица 3. Нозологическая структура патологии пациентов с функциональными последствиями перинатальных поражений нервной системы

Комплексная диагностика всех детей с НЭС и НП показала, что наибольшие нарушения отмечались при транскраниальной допплерографии, характеризующей кровоснабжение головного мозга. Разного рода изменения кровотока по магистральным сосудам и позвоночной артерии и по венозному оттоку продемонстрировали все пациенты. Отмечались достоверное снижение кровотока по передней и средней мозговой артерии на 32±3,7 и 28 ±2,4% (р≤0,05 по сравнению с нормой), нарушение венозного оттока на 38±4,6% (р≤0,03), усугублявшиеся при нагрузках в среднем в 1,4 раза по сравнению с исходными величинами. У всех пациентов наблюдалась недостаточность регуляторной функции вегетативной нервной системы смешанного (68,9%) типа или с доминированием симпатикотонии (31,1%) с признаками напряжения процессов адаптации.
У 31% детей были выявлены изменения по данным нейровизуализации в виде негрубой резидуальной вентрикуломегалии. По данным ЭЭГ у 73,5% пациентов были обнаружены дезорганизация биоэлектрической активности мозга в виде нерегулярности основного ритма, дисфункции срединных структур, у 16,1% из них – пароксизмальная активность.
По лабораторным данным в клиническом и биохимическом анализе крови достоверных различий от возрастной нормы не выявлялось.
По данным цветового теста Люшера отмечались нарушения эмоциональной, коммуникативной и волевой сфер. Путем последовательного преференциального выбора цвета были верифицированы следующие нарушения у наблюдаемых пациентов (рис. 1): у 32% – изменения эмоционального равновесия (хотя клинические изменения отмечались у 29,9%), у 27% – нарушение мотивации, у 43% – проблемы коммуникабельности, нарушения сна или засыпания (54%), у 81% – наличие фобий и тревожности. При анализе тревожности (по шкале СМАS с 8 лет) в процессе тестирования по 53 пунктам были выявлены 3 уровня тревожности: несколько повышенная (41%), явно повышенная (36%) и очень высокая (23%).

Читайте также:  Гидронефроз почек. Основные симптомы и методы лечения

Рис. 1. Характер и частота нарушений у детей до коррекции, n=131

По данным допплерографии через 2 нед. после терапии у пациентов 1-й группы, получавших фенибут, отмечалась положительная динамика в виде улучшения венозного оттока у 34% и улучшения вегетативного обеспечения у 36,3% с тенденцией к нормализации. Достоверных изменений скорости кровотока в магистральных сосудах получено не было. Во 2-й группе (Нервохель) отмечался положительный эффект у 16 (37,2%) пациентов в виде уменьшения функционального спазма по позвоночной артерии и улучшения венозного оттока, что клинически нивелировало у детей цефалгию напряжения. Достоверного изменения вегетативной регуляции получено не было. В 3-й группе (Валерианахель) были зафиксированы улучшение скорости кровотока в магистральных сосудах у 19% и нормализация вегетативного обеспечения у 25,6% пациентов.
Пациенты всех групп не продемонстрировали достоверных изменений при ЭЭГ, однако в среднем у 1/3 пациентов (36,3% в 1-й, 41% во 2-й и 30,2% – в 3-й) отмечались положительные сдвиги в виде снижения ирритации корково-подкорковых структур.
Положительные сдвиги отмечались в редукции невротических состояний (рис. 2, табл. 4) и нарушений эмоциональной сферы в 1-й группе (фенибут) в виде нивелирования тревожности и фобий у 38,6% пациентов, улучшения сна – у 52,3%. Также у 20,5% детей этой группы улучшилась коммуникабельность, у 38,6% отмечалась тенденция к нормализации эмоциональной сферы.

Рис. 2. Динамика эффективности лечения при разных терапевтических режимах
Таблица 4. Сравнительная характеристика поло- жительной динамики у детей с невротическими и эмоциональными нарушениями при разных типах коррекции

Пациенты 2-й и 3-й групп продемонстрировали следующие результаты: у 41,9% детей, принимавших Нервохель, уменьшились тревога и фобические проявления, у 25,5% улучшилась коммуникабельность, у 46,5% – эмоциональный фон. Среди детей, получавших Валерианахель, нивелировались тревожно-фобические нарушения у 34%, нарушения сна – у 45,4%, коммуникабельность улучшилась у 18,2%, эмоциональный фон – у 23% пациентов.
Начало эффекта зафиксировано на 5–7-й день терапии в 1-й группе, с 4–5-го и с 3–4-го дня во 2-й и 3-й группах соответственно.
Через 2 нед. после терапии у пациентов отмечались практически те же результаты, достоверной разницы между показателями сразу после лечения и через 2 нед. после него получено не было.
Таким образом, эффективность гомеопатических препаратов, применявшихся для лечения невротических проявлений и эмоциональных расстройств, практически не отличается от эффективности аллопатического препарата фенибут (табл. 4). Каждый из препаратов имел «свою точку приложения», что, вероятнее всего, было связано с их составом и механизмом действия. В коррекции нарушений сна все препараты показали практически идентичную эффективность, что позволило нормализовать процесс засыпания и сна у 44,2–52,3% детей. Нервохель продемонстрировал наибольшую эффективность при влиянии на эмоциональную сферу, а также при повышении мотивации (как и фенибут) и коммуникативности. Отмечалась и хорошая переносимость комплексных гомеопатических препаратов – лишь у 2-х пациентов наблюдались аллергические проявления на фоне приема нервохеля и валерианахеля, которые были расценены как гомеопатическое «обострение», т. к. нивелировались самостоятельно. Помимо улучшения неврологического статуса у 18,6% пациентов, принимавших Нервохель, и у 20,5% – Валерианахель, отмечалось редуцирование дисфункций со стороны ЖКТ и мочевыделительной системы.

Заключение

Коррекция изменений эмоционального и невротического характера требует активного и, часто, длительного врачебного вмешательства. Спектр препаратов, используемых в лечении этих нарушений, достаточно широк, однако многие из них обладают серьезными побочными эффектами. Этот факт, безусловно, мотивирует детских врачей на поиск новых безопасных лекарственных средств. После официального признания гомеопатических методов лечения и разрешения их использования в традиционной медицинской практике (приказы МЗ РФ № 115 от 1.07.1991 г. «О развитии гомеопатических методов в медицинской практике» и № 335 от 29.11.1995 г. «Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении») возник огромный интерес к гомеопатии в разных сферах медицины, особенно в педиатрии.
Верифицированное клинико-параклиническое и нейропсихологическое исследование показало эффективность и безопасность использования гомеопатических препаратов в терапии эмоциональных и невротических нарушений у детей. Так, было выявлено, что нарушения эмоциональной сферы эффективнее корригируются нервохелем, а фенибут лучше нивелирует нарушение сна. При применении валерианахеля также отмечались хорошие результаты, он незначительно уступал вышеуказанным препаратам. Следует отметить, что Валерианахель способствовал улучшению кровотока по магистральным сосудам, что позволяет рекомендовать его детям с ликворо-сосудистой дистензией. Кроме положительного эффекта на нервную систему указанные гомеопатические препараты устраняют проявления вегетативной дисфункции ЖКТ и мочевыводящей системы.
Таким образом, Нервохель и Валерианахель являются эффективными и безопасными препаратами для коррекции невротических нарушений и изменений эмоциональной сферы у детей, что позволяет их рекомендовать к широкому применению в практическом здравоохранении.

1. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М., 2001. 638 с. [Barashnev Ju.I. Perinatal’naja nevrologija. M., 2001. 638 s. (in Russian)].
2. Студеникин В.М., Шелковский В.И., Хачатрян Л.Г., Андреенко Н.В. О перинатальных поражениях нервной системы // Практика педиатра. 2008. №. С. 17–19 [Studenikin V.M., Shelkovskij V.I., Hachatrjan L.G., Andreenko N.V. O perinatal’nyh porazhenijah nervnoj sistemy // Praktika pediatra. 2008. № 1. S. 17–19 (in Russian)].
3. Петрухин А.С. Детская неврология. В 2-х тт. М., 2009. 272 с. [Petruhin A.S. Detskaja nevrologija v 2-h t t. M., 2009. 272 s. (in Russian)].
4. Аболин Л.M. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2010. 219 с. [Abolin L.M. Jemocional’naja ustojchivost’ v naprjazhjonnoj dejatel’nosti, ejo psihologicheskie mehanizmy i puti povyshenija: Avtoref. dis. … dokt. psihol. nauk. M., 2010. 219 s. (in Russian)].
5. Аверин В.А. Механизм психического развития ребенка // Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-Еврознак. 2002. 656 с. [Averin V.A. Mehanizm psihicheskogo razvitija rebenka // Psihologija cheloveka ot rozhdenija do smerti. SPb.: Prajm-Evroznak, 2002. 656 s. (in Russian)].
6. Чутко Л.С. Неврозы у детей. М.: Медпресс-информ, 2016. 224 с. [Chutko L.S. Nevrozy u detej. М.: Medpress-inform, 2016. 224 s. (in Russian)].
7. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Анисимова Т.И. Тревога и страхи у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Т. 116. № 1. 2016. С. 1–4 [Chutko L.S., Surushkina S.Ju., Anisimova T.I. Trevoga i strahi u detej i podrostkov // Zhurnal nevrologii i psihiatrii im. S.S. Korsakova. T. 116. № 1. 2016. S. 1–4 (in Russian)].
8. Чутко Л.С. Тики и синдром Туретта. М.: МИА, 2016. 174 с. [Chutko L.S. Tiki i sindrom Turetta. M.: MIA. 2016. 174 s. (in Russian)].
9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 305 с. [Prihozhan A.M. Trevozhnost’ u deteĭ i podrostkov. M.: Moskovskij psihologo-social’nyj institut; Voronezh: NPO «MODEK», 2000. 305 s. (in Russian)].
10. Прихожан A.M. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с. [Prihozhan A.M. Psihologija trevozhnosti: doshkol’nyj i shkol’nyj vozrast. SPb.: Piter, 2007. 192 s. (in Russian)].
11. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. 1990. № 6. С. 34–41 [Kochubeĭ B., Novikova E. Liki i maski trevogi // Vospitanie shkol’nika. 1990. № 6. S. 34-41 (in Russian)].
12. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с. [Mikljaeva A.V., Rumjanceva P.V. Shkol’naja trevozhnost’: diagnostika, profilaktika, korrekcija // SPb.: Rech’, 2004. 248 s. (in Russian)].
13. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. 144 с. [Jel’konin B.D. Psihologija razvitija. // M.: Akademija, 2001. 144 s. (in Russian)].
14. Bradley A. Adaptation’s price and anxiety. London, 2003. 75 p.
15. Vahedi S., Farrokhi F., Farajian F. Social Competence and Behavior Problems in Preschool // Iran J Psychiatry. 2012. Vol. 7. P. 126–134.
16. Larson T. Normal and pathological anxiety. New York, 2005. 89 p.
17. Темпл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности // Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2002. С. 55–69 [Templ R., Dorki M., Amen V. Test trevozhnosti. // Praktikum po vozrastnoj psihologii. SPb. Rech’, 2002. S. 55–69 (in Russian)].
18. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. 244 с. [Zaharov A.I. Nevrozy u detej i podrostkov: Anamnez, jetiologija i patogenez. L.: Medicina, 1988. 244 s. (in Russian)].
19. Справочник лекарственных средств (РЛС). М., 2016 (интернет-версия) [Spravochnik lekarstvennyh sredstv (RLS). М., 2016 (internet versija) (in Russian)].
20. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. М., 2001. 631 с. [Nemov R.S. Psihologija. Кn. 3 psihodiagnostika. M., 2001. 631 s. (in Russian)].
21. Хорни К. Собр. соч. в 3-х тт. Т. 2. Тревожность. М.: Смысл, 1997 [Horni K. Sobr. soch. v 3 tt. T. 2. Trevozhnost’. M.: Smysl, 1997 (in Russian)].
22. Pressley K. Personal anxiety and social adaptation. New York, 2004.
23. Ratbow J. The role of personal anxiety in adaptation of soldiers // Oklahoma Psychology. 2006. Vol. 1. P. 64.
24. Kliegman R., Nelson W.E. Nelson Textbook of Pediatrics. 19th. Philadelphia, PA: Elsevier/Saunders, 2011. P. 2053–2068.
25. Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, Персей, АСТ, 1996 [Ljusher M. Cvet vashego haraktera. M.: Veche, Persej, AST, 1996 (in Russian)].
26. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. 156 с. [Ljusher M. Ocenka lichnosti posredstvom vybora cveta. M.: JeKSMO-Press, 1998. 156 s. (in Russian)].

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *