О таком функциональном показателе работы пищеварительной системы, как кислотность, слышал любой взрослый. Да и не только взрослый: школьный курс химии включает сведения о водородном показателе (ph), о кислотно-основном балансе, а также о лакмусовой бумаге и фенолфталеине как индикаторах кислотности.
Водородный показатель желудочной среды в норме должен быть значительно смещен в кислую сторону: если нейтральным значением считается примерно семерка, то ph желудочного сока составляет 1,-2,. Это одна из эволюционных защитных мер, в какой-то степени предотвращающая внедрение и размножение многочисленных инфекционных патогенов, которые в огромных количествах попадают в организм с пищей. Кроме того, сильнокислая среда предусмотрена в качестве нормативного условия переработки пищи в столь сложном биохимическом синтезаторе, каким является наша дигестивная (пищеварительная) система.
Однако кислота оказывает агрессивно-разрушительное действие не только на патогенные микроорганизмы и пищевые продукты; она способна разъедать и собственную слизистую, выстилающую внутреннюю поверхность желудка. Поэтому необходимы, во-первых, точный контроль и постоянная «подстройка» уровня кислотности, во-вторых, физико-химическая защита собственных тканей. Регуляторная функция обеспечивается тем, что желудок вырабатывает, наряду с соляной кислотой, особую слизь со щелочной реакцией ph, которая по мере необходимости нейтрализует избыток кислоты и выполняет роль поверхностного протектора для желудочных стенок.
Любые отклонения от естественного для желудка уровня ph, если они носят стойкий или хронический характер, опасны. Так, пониженная кислотность, т.е. рh>5, ведет к развитию антацидных гастритов и считается предраковым состоянием. Повышенная же кислотность в последние десятилетия стала настоящим бичом современного человека.
Содержание
- Причины
- Симптомы и диагностика
- Лечение
- Как лечить ночную изжогу — гиперсекреция желудочного сока при ГРЭБ и других заболеваниях ЖКТ
- Особенности выбора препаратов для лечения ночной гиперсекреции желудочного сока
- Ночная гиперсекреция желудочного сока — чем это опасно
- Особенности лечения ГРЭБ с ночной гиперсекрецией желудочного сока
- Особенности лечения пищевода Барретта с ночной гиперсекрецией желудочного сока
- Helicobacter pylor и ночная изжога
Причины
Возможных причин стойкого повышения кислотности так много, что их обычно делят на две большие группы: эндогенные и экзогенные (внутренние и внешние, соотв.).
К наиболее распространенным эндогенным факторам относятся:
- наследственная предрасположенность;
- хронические инфекции и/или присутствие паразитов;
- стойкая гипоксия (дефицит снабжения тканей и органов кислородом);
- метаболические (обменные) нарушения;
- гиповитаминоз, дефицит микроэлементов, аминокислот и пр.
Основные экзогенные факторы:
- табакокурение и употребление спиртных напитков, в особенности крепких;
- перекосы в ежедневном рационе (увлечение острыми, жирными, пряными, пересоленными, слишком горячими и другими блюдами, раздражающими слизистые оболочки ЖКТ);
- длительный или самодеятельный прием медикаментозных средств без предварительной консультации и контроля гастроэнтеролога;
- работа на некоторых вредных производствах, подразумевающих, в частности, постоянный контакт с нитратами;
- гиподинамия, сидячий образ жизни, бессистемное питание с длительными перерывами и преобладанием бутербродов, фастфуда, кислых соков, кофе, газированных напитков и тому подобных «убийц желудка».
Симптомы и диагностика
Классический спутник повышенной кислотности – специфическое пекущее, жгучее ощущение в пищеводе, которое мы называем изжогой. Изжога может быть настолько интенсивной, что ее приступ заканчивается рвотой. Чаще всего изжога обусловлена т.н. рефлюксом, т.е. обратным забросом содержимого желудка вверх по пищеводу, чего при нормальной перистальтике, секреторной активности и сфинктерной функции быть не должно ни в коем случае: стенки пищевода не имеют той слизисто-щелочной защиты от кислоты, какой снабжен желудок.
Кроме изжоги, почти все больные жалуются на тяжесть, абдоминальные боли различного характера (тупого, ноющего, тянущего, «скручивающего») и с различной иррадиацией. Болевой дискомфорт связан, как правило, с приемом пищи: при наполнении желудка кислота, так сказать, находит себе новое поле деятельности, но через 1-2 часа боль возвращается.
Следует понимать, что нарушение кислотно-щелочного баланса – это гарантия комплексных, многофакторных нарушений пищеварения (неизбежно развивается диспепсия: запоры, поносы, тошнота, рвота, расстройства аппетита) и, следовательно, обмена веществ. Стенки желудка и ближайшей к нему двенадцатиперстной кишки от постоянного контакта с агрессивной кислотной средой покрываются сначала поверхностными эрозиями, а затем и язвами, разъедающими подслизистые, более глубокие и потому незащищенные клеточные слои. Особый «язвенный тип» пациента, страдающего гастродуоденитом или собственно язвенной болезнью – это худой, изможденный человек с нездоровой кожей и проблемными волосами, землисто-бледным цветом лица, потухшим и вечно усталым взором, саркастически-обреченным настроением (при этом многие из них не считают необходимым вносить хоть какие-то коррективы в образ жизни). Однако если синдром повышенной кислотности и ассоциированные с ним эрозивные гастриты, дуодениты, колиты, язвенная болезнь и дальше остаются, как говорят в медицине, нелеченными, ситуация довольно быстро может стать жизнеугрожающей: в любой момент может начаться массивное кровотечение или случиться прободение стенок желудка либо кишечника, что приводит к перитониту, сепсису и другим смертельно опасным осложнениям.
Стандартом диагностики в современной гастроэнтерологии является фиброгастродуоденоскопия (ФГДС) – осмотр верхних отделов ЖКТ изнутри. С этой целью сегодня применяются не приснопамятные «шланги» или «резиновые трубки», служившие кошмаром для многих поколений пациентов, а высокотехнологические, тонкие, гибкие и очень «умные» эндоскопы, сопряженные с компьютером, оснащенные видеокамерой с подсветкой и необходимыми манипуляторами (что позволяет «на месте» отобрать материал для биопсии, доставить необходимые лечебные растворы, измерить уровень ph в различных зонах и т.д.). Дискомфорт от такой процедуры сегодня носит, пожалуй, скорее психологический характер, нежели физиологический: чувствительность глотки и рвотный рефлекс подавляется надежными орошающими анестетиками, да и сама процедура длится всего несколько минут, – однако вся «картина» от верхних участков пищевода до внутреннего пространства двенадцатиперстной кишки в высоком разрешении выводится на экран, сохраняется на диске и предоставляет неоценимую информацию о реальном положении дел.
По мере необходимости назначают также рентгенографию, томографические и ультразвуковые исследования, комплекс лабораторных анализов.
Лечение
До определенной степени (и только по согласованию с гастроэнтерологом!) кислотность можно контролировать самому, употребляя, например, бикарбонатные минеральные воды. Однако самолечение, – в частности, до сих пор практикуемое населением «гашение кислоты содой», – само по себе опасно, поскольку бурная кислотно-щелочная реакция с образованием соли и воды протекает in vivo несколько сложней и отличается от школьных химических опытов in vitro.
Терапевтическая схема, конечно, подбирается в строго индивидуальном порядке, с учетом данных диагностического обследования и ряда других факторов. Основными направлениями, как правило, становятся назначение антацидных (кислотно-нейтрализующих) и обволакивающих средств, антигистаминных препаратов, ингибиторов протонной помпы (омепразол и т.п.); иногда, строго по показаниям, назначаются противовоспалительные, спазмолитические и/или антибиотические препараты. Понадобится особая диета и максимально возможное устранение всех описанных выше факторов повышения кислотности (излишне даже обсуждать вопрос о необходимости немедленного и полного отказа от самоубийственных привычек). При первых признаках стойкого повышения кислотности очень важно обратиться к гастроэнтерологу за консультацией, обследованием и лечением как можно быстрее, не дожидаясь развития по-настоящему тяжелых осложнений и не растрачивая время на всевозможные «проверенные дедовские методы», которые порой опасней самой болезни.
Как лечить ночную изжогу — гиперсекреция желудочного сока при ГРЭБ и других заболеваниях ЖКТ
Ночные симптомы в виде сильной изжоги не только ухудшают качество сна и влияют на повседневную деятельность, но также опасны для пациентов из-за длительного контакта желудочной кислоты со слизистой оболочкой пищевода, возможного прогрессирования заболевания и даже злокачественности. Остановить прогрессирование заболевания и предотвратить злокачественные новообразования может только адекватное антисекреторное лечение.
Особенности выбора препаратов для лечения ночной гиперсекреции желудочного сока
При лечении заболеваний, связанных с повышенной кислотностью желудочного сока, широко используются антисекреторные препараты — ингибиторы протонной помпы (ИПП). Они эффективны при язвах желудка и двенадцатиперстной кишки, ГЭРБ, эрозивном эзофагите.
Механизм действия ингибиторов протонной помпы
Эти заболевания доставляют дискомфорт, могут давать кровотечение, приводить к перфорации стенок, предрасполагают к онкологическим заболеваниям. Но влияние ИПП именно на ночную гиперсекрецию желудочного сока вызывает сомнения. Кроме этого они дают выраженные побочные эффекты, особенно у пожилых пациентов с хроническими заболеваниями и принимающих другие лекарства.
Второй вариант антисекреторных препаратов, которые также показали свою эффективность в лечении заболеваний пищевода, — антагонисты рецепторов гистамина 2 (H2RA). При этом список побочных эффектов и противопоказаний у них по сравнению с ИПП короче вне зависимости от тяжести клинических симптомов, возраста пациентов, сопутствующих заболеваний, принимаемых лекарств.
Ночная гиперсекреция желудочного сока — чем это опасно
ГЭРБ — наиболее распространенное заболевание пищевода, сопровождающееся изжогой, включая ночные приступы. Например, по данных опросов, в Соединенных Штатах изжога беспокоит ежедневно — 7% всего населения, и 14% — реже одного раза в неделю.
Исследование ученого Шейкера показало, что ночные симптомы ГРЭБ встречаются у большинства взрослых с изжогой:
- 79% респондентов говорят, что чувствуют изжогу по ночам;
- 75% из них заявляет, что симптомы влияют на качество сна;
- 63% считает, что изжога негативно влияет на качество сна;
- 40% респондентов указывают на негативное влияние симптома на активность.
Из 791 респондента, страдавшего изжогой, всего 41% использовали антисекреторные препараты, и только у 49% больных лекарства были эффективны в облегчении симптомов.
Считается, что к симптомам ГРЭБ в ночное время предрасполагает проксимальная миграция кислоты. Поэтому патология может привести к повреждению верхних дыхательных путей и появлению респираторных заболеваний — фарингиту, ларингиту, хроническому бронхиту, бронхиальной астме, синуситу, хроническому кашлю, хрипоте.
Хронический бронхит
Особенности лечения ГРЭБ с ночной гиперсекрецией желудочного сока
ГЭРБ лечится антисекреторными препаратами. При наличии эндоскопических признаков ГЭРБ лечение более эффективно, чем при диагностике неэрозивной ГЭРБ. В случае неэффективного лечения неэрозивной ГЭРБ следует учитывать, принимает ли пациент лекарства должным образом, достаточны ли доза и продолжительность лечения.
При неэффективном лечении неэрозивной ГЭРБ следует учитывать другие заболевания. Часто встречаются:
- Функциональная диспепсия. При этой патологии антисекреторная терапия может облегчить симптомы, но недостаточно.
- Регургитация у пациентов с атриотическим синдромом, которая может быть связана с нарушением перистальтики или нижней функции пищевода.
- Аэрофагия.
- Ахалазия.
- Эозинофильный эзофагит.
После эндоскопического подтверждения ГЭРБ, и при отсутствии терапевтического эффекта, необходимо определить, правильно ли пациент принимает препарат или дозу, и проверить продолжительность приема, поскольку резистентность к ИПП встречается редко. Устойчивость возможна в основном из-за генетической мутации в системе цитохрома.
Особенности лечения пищевода Барретта с ночной гиперсекрецией желудочного сока
Пищевод Барретта является критическим состоянием, поскольку изменения слизистой оболочки пищевода могут прогрессировать до аденокарциномы. Остановить прогрессирование заболевания и предотвратить злокачественные новообразования может эффективный контроль над гиперсекрецией желудочного сока. Следовательно, для этой группы пациентов имеет решающее значение эффективное круглосуточное подавление кислоты желудочного сока. К сожалению, у пациентов со склеродермией и эзофагитом наладить контроль кислотности удается только в 50% случаев.
Удаление кислоты из пищевода — это двухэтапный процесс, включающий снижение объема и нейтрализацию кислоты. Во время этого процесса большая часть кислоты удаляется из пищевода во время первичной и вторичной перистальтики, влияния бикарбонатов, выделяемых слюнными и подслизистыми железами пищевода.
В норме кислотный клиренс уменьшается именно во время сна. Ночью глотание практически прекращается, соответственно нет стимуляции первичной перистальтики. Из-за низкого содержания пищи в желудке практически не стимулируется и вторичная перистальтика.
Основываясь на экспериментальных исследованиях, предполагается, что вторичная перистальтика у пациентов с ГЭРБ и пожилых людей не зависит от тех же условий, что и у здоровых людей. Кислотный клиренс пищевода у больных ночью хуже, чем днем, не только из-за положения лежа на спине, но и из-за отсутствия глотания, пониженного содержания бикарбоната в слюне, который нейтрализует кислоту.
Ночная секреция кислоты может быть особенно вредной из-за длительного контакта кислоты со слизистой оболочкой. Ночная гиперсекреция желудочного сока часто встречается у пациентов с тяжелыми рефлюксными эффектами, такими как эрозивный эзофагит и пищевод Барретта.
Пищевод Барретта
На ночные симптомы ГРЭБ влияет не только снижение перистальтической активности, но также нарушение нижнего давления в пищеводе и повышенная чувствительность слизистой оболочки пищевода.
При суточном наблюдении за pH у пациентов с симптомами ночного рефлюкса наиболее частой причиной проблем оказалась умеренная кислотность (pH 4–7), пепсин и желчь в составе рефлюкса.
Helicobacter pylor и ночная изжога
Ученые выявили связь ночной гиперсекреции желудочного сока и наличие бактерий Helicobacter pylor (H. pylori). Что интересно, было обнаружено, что антисекреторная терапия без лечения H. pylori обеспечивает лучший контроль секреции кислоты желудочного сока. Это может быть связано с азотом, продуцируемым H. pylori. Это одна из причин, почему польза и вред искоренения этой бактерии у пациентов с ГЭРБ все еще так широко обсуждаются.
«Бифиформ Баланс» (Pfizer, Россия)
Один из лучших пробиотиков для восстановления микрофлоры кишечника. разработан на основе лакто- и бифидобактерий. Биологически активная добавка к пище назначается для лечения дисбактериоза различной этиологии и поддерживает микрофлору кишечника. Способствует коррекции функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта.
Производитель: Pfizer [Пфайзер], Россия
«Флорин Форте» (Партнер, Россия)
Лакто- и бифидобактерии, входящие в состав, принимают участие в процессах синтеза аскорбиновой кислоты, калия, витаминов группы В. В результате повышается устойчивость к агрессивным воздействиям окружающей среды. Также действующие компоненты участвуют в обменных процессах желчных кислот и пигментов. В их присутствии происходит синтез веществ, оказывающих антибактериальное действие. Также препарат повышает иммунную-реактивность человеческого организма.
Производитель: Партнер, Россия
«Бактериофаг» (Микроген НПО, Россия)
Стафилококковый раствор входит в список лучших пробиотиков для кишечника для взрослых и детей. Используется преимущественно в составе комплексной терапии с антибактериальными препаратами и другими лекарственными средствами.
Производитель: Микроген НПО, Россия
«Секстафаг» (Микроген НПО, Россия)
Завершает список препаратов пробиотиков для кишечника. Иммунобиологический препарат специфически лизирует бактерии стрептококков и стафилококков, протеи, кишечной и синегнойной палочки. Назначается при энтеральных и гнойно-воспалительных заболеваниях. При необходимости может быть использован в составе комплексной терапии.
Пробиотические средства нормализуют процессы пищеварения, активируя перистальтику кишечника и восстанавливая микрофлору. Препараты способствуют синтезу полиаминов, укрепляют клеточный цитоскелет и регенерируют кишечный эпителий, повышая защитные функции организма. Они не только уменьшают газообразование, н и тормозят рост вредоносных микроорганизмов.
Какие пробиотики принимать в том или ином случае может посоветовать врач. Специалист отталкивается от показаний и общего состояния организма пациента, исключая развитие передозировки или побочных реакций.