Препараты для запуска речи у детей 3 года

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Содержание

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Что делать, если у ребенка практически нет речи к 3-5 годам («говорит» около 10 непонятных слов)?

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Активизация речевого подражания.

Проблема задержки речевого развития, в том числе. и у неговорящих детей, становится всё более актуальной. Речевое развитие ребёнка должно проходить все этапы речи: в 2-3 месяца – гуление (звуки «к», «х»…); в 6-8 месяцев – лепет (па-па-па, ма-ма-ма-ма…); в 1 год – около 10 слов (ав-ав, дай, на, мама, папа, …); к 2 годам активный словарь (это когда ребёнок произносит эти слова), составляет уже около 300 слов; а в 3 года — достигает 1 000 слов.

Что же делать, если у ребенка практически нет речи к 3-5 годам («говорит» около 10 непонятных слов)?

1. Срочно обратиться к учителю-логопеду.

2. Если же специалиста нет, самим начинать работу, «разговаривать» с детьми.

Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Поэтому нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.

1. По просьбе взрослого ребёнок подражает звукам. Крикам птиц и животных: «ав», «му», «ко-ко» и т.д.; цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы».

В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также, выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме. В этот период нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное – чтобы он говорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.

Активизация речи детей или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой, с наглядной ситуацией, что должно достигаться при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребёнком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания. Наличия подражательной мотивации. Много будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательными будут взрослые.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например. Игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы («Полетели, как птички»; «Постоим на одной ножке» и т.п.).

2. Можно проводить дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.

С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа» (плачет Ляля), «ой-ой-ой» (укусила оса).

3. Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.

4. Провести упражнения для языка. Например: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.

Желательно проводить игровые приёмы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов.

Взрослый читает текст. А дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

«Дом маленький, дом большой»

Взрослый. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводят руки в стороны)

Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх)

Взрослый. А у зайца – маленький, ай, ай, ай (жалобно)

Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Дети приседают, делают выдох. Опускают голову, охватывают колени руками.

Взрослый. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).

Дети (сердито). Ой, ой, ой.

Взрослый. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

5. Вызвать у ребёнка аморфные слова, т.е. ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается.

Подбираются звукосочетания исходя из возможностей ребёнка. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му»), у других – задненёбные («ка-ка», «га-га», у третьих – переднеяэычные («ди-ди», «ти-ти»).

Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания: то тихо, то громко; то медленно, то быстро; то сердито, то нежно, то ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме.

1) Название близких ребёнку лиц: мама(«ма»), папа («па»), баба («ба»), дядя («дя»), тётя («тя», «ть»).

2) Имена близких лиц или игрушек, кукол: Оля («о», «оя»), Нина («ни»), Вова («ова», «ва»).

3) Просьбы: дай, на («дя», «ня»), где («де»), там («тя»), здесь («де»). Выражение желания что-либо повторить ещё раз: ещё («исё»; «сё»).

4) Выражение своего состояния междометиям «ай», «ой» (больно), «шшшь» (тише).

5) Подражание крикам животных: собаки – ав-ав, ам-ам («аф»); коровы – му-му («у»), ослика – иа.иа («а»), кошки – мяу-мяу («ау», «мияу»), козлика – бе-бе «(«пи-пи»).

6) Подражание крикам, пискам: комара – и-и-и, птички – пи-пи-пи или ти-ти-ти («и», «ти»), кукушки – ку-ку-ку («уку»); курочки – ко-ко-ко, ко-ко-ко («око»); лягушки – ква-ква-ква («ва-ва»), тяп-тяп («яп»).

7) Подзывы животных и управление животными: кошкой – кс-кс-кс или кис-кис-кис; брысь («бить»); управление лошадкой – но (поехали), пру (остановились); позвать цыплят – тип-тип-тип или цып-цып-цып.

8) Подражание музыкальным игрушкам: дудочке – ду-ду-ду («дю»); балалайке – ля-ля-ля («я»); колокольчику – бом-бом-бом («ом-ом»).

9) Подражание транспортным шумам: машине – би-би-би, ди-ди; самолёту – у-у-у (низким голосом); паровозу – ту-ту.

10) Подражание шумам, производимым предметом при падении – бух или бах («ах», «вах»); звукам шагов – топ-топ-топ («оп-оп»), стуку молотка – тук-тук («ту-ту»); каплям воды – кап-кап.

11) Эмоциональные восклицания: ай, ой, ох-ух («хь»).

6. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки); допустимы искажения и замещения звуков.

Примерный лексический материал

Киска, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя, белка, лиса, ослик.

Мяч или мячик: («аги»), гриб или грибок («гт»), дом или домик («оми»), кубик («ку), машина («сина»), самолет («атё»), пароход (охоть»).

Примечание. Для активизации речи рекомендуем использовать игры в магазин (дети покупают игрушки, предметы) «Узнай новую игрушку» 9дети называют неожиданно пояляющиеся игрушку, которую от него спрятали), «расставь игрушки, как я скажу, а потом назови их сам», «Кто быстрее принесёт игрушку», «Подскажи нужное слово» (взрослый читает стихотворение, дети подсказывают рифмующееся слово. Если же ребёнок не понимает В начале этого вида работы), какое слово необходимо добавлять, можно положить для подсказки предмет, картинку, или нарисовать и раскрасить самим все подсказки).

7. Предложить повторять за взрослым названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Взрослый чётко, протяженно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Произношение гласных а,о,у,и (под ударением) желательно затем отработать.

А: Аня, Алик, Катя, тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.

8. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут и произносимых из задания 6,7.

Где мячик? («де мя?») – Вот мячик («оть ати»).

Где машина? («де сина?») – Вот машина («оть сина»).

Дай машину («дя сина», «дя си»).

Дай кису («дя ки», «дай кс», «дя кс).

Взрослый должен создать такую ситуацию, чтобы ребёнок употреблял слова на, дай, вот, бери.

И г р о в о й п р и ё м

Игрушки, названия которых дети знают, прячутся. Если ребёнок задаёт взрослому вопрос, включающий слово «где» и название игрушки (в любом произношении), то взрослый даёт игрушку, о которой спрашивал ребёнок.

9. Научить ребёнка выражать свои желания словесно:

дай пить («дя пи») хочу пить («атю пи»)

дай ещё («дя исё») хочу гулять («атю гуя»)

мама, идём («мама дём») идем гулять («дё гуя»)

идём домой («дё амо»)

В результате всей проделанной работы на этом этапе формирования устной речи, дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями. Пассивный словарь (который ребёнок ещё не говорит, но понимает) должен состоять из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко).

У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции (исправления) их со стороны взрослого.

Список использованной литературы

Н.С.Жукова. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД 1998 г.

Л.П.Голубева. Развитие речи неговорящих детей.

Л.М.Чудинова. Приёмы активизации речи у алаликов. Москва. ВЛАДОС. 2003 г.

“Запуск” речи у неговорящих детей: информация для логопедов из Санкт-Петербурга

Запуск речи у неговорящих детей в СПБ

Многим родителям трудно понять, нужна ли помощь в “запуске” речи у ребенка или он заговорит сам, просто чуть позже других детей. Задача логопеда, к которому обращаются с такими вопросами — правильно провести диагностику, выявить нарушения речи, если они есть, разобраться в их причинах и объяснить родителям ребенка, как действовать в сложившейся ситуации.

Мы дадим рекомендации для логопедов из Санкт-Петербурга: какие курсы пройти, как понять, что ребенок нуждается в помощи и как работать с его родителями, чтобы добиться наилучшего эффекта. Пройдите обучение, и станете более востребованным специалистом!

Нормы развития речи до 3 лет: как понять, что требуется помощь логопеда?

Важно понимать, что нормы развития речи — это только ориентир. Одни дети начинают говорить очень рано, другие — немного позднее сверстников, и в этом зачастую нет ничего страшного.

Основные этапы развития речи:

  • 2 месяца. Малыш кричит, издает звуки с разной интонацией.
  • 4 месяца. Ребенок учится гулить: произносит слоги «гы», «га» и пр.
  • 7 месяцев. Ребенок лепечет и повторяет одинаковые слоги: «ля-ля-ля», «на-на-на».
  • 1 год. Малыш понимает самые простые фразы, знает слова «мама», «нет», «нельзя», «дай» и может использовать их.
  • 2 года. Ребенок уже знает около 100-150 слов и умеет строить простые предложения, часто неправильные: «Маша баю-бай», «Это ка-ка». Коверкание слов («дяй», «тятя» и пр.) нормально на этом этапе.
  • 3 года. Ребенок активно общается с окружающими, в его словарном запасе достаточно слов для бытового разговора. Он может рассказать, что было на обед в детском саду, и о чем рассказывала воспитательница. Перестановка слогов в слове, неумение следить за громкостью голоса, невнятное произнесение некоторых звуков — нормально на этом этапе.

Как понять, что пора обращаться к специалистам:

  • Ребенок к двум месяцам почти никогда не кричит.
  • Полугодовалый ребенок не гулит, не улыбается, когда с ним говорят, не прислушивается к звукам.
  • Малыш в 7-8 месяцев не реагирует на голоса родителей.
  • К 10 месяцам все еще не начался лепет.
  • К двум годам ребенок не понимает простейших вопросов и просьб (например, «дай машинку папе»), не может произнести ни слова или использует максимум 10-20 слов, коверкая их до неузнаваемости.
  • Ребенок в три года почти не разговаривает с окружающими, не может правильно построить даже простое предложение, в его словарном запасе около 50 слов. Есть серьезные проблемы с произнесением звуков — речь бессвязная, ее очень трудно понять даже родителям.

Даже 2-3 признаков нарушения речи достаточно, чтобы обратиться за помощью. Притом речь не только о логопеде. Для “запуска” речи у неговорящих детей с нуля может потребоваться консультация педиатра, невролога, психиатра, нейропсихолога, психолога, сурдолога, дефектолога. Логопеду важно знать результаты обследований, чтобы правильно выстроить план занятий.

Какой курс обучения “запуску” речи у неговорящих детей пройти логопеду из СПб?

В АНО «НИИДПО» есть специальная программа обучения работе с такими пациентами. На курсах повышения квалификации по запуску речи у неговорящих детей вы научитесь:

  • Определять причины детского безречия. Проводить диагностику и правильно интерпретировать результаты обследования.
  • Различать моторную и сенсорную алалию. Помогать пациентам с разными видами речевых нарушений.
  • Составлять индивидуальные программы по “запуску” речи у неговорящих детей. Корректировать план занятий во время проведения курса, чтобы добиться наилучшего эффекта.

Программа разработана для тех, кто уже освоил профессию логопеда и хочет увеличить список своих услуг и число пациентов.

Обучение ведется заочно, в формате онлайн, поэтому отлично подходит жителям не только Питера, но и Ленинградской области.

Окончив курс по “запуску” речи у неговорящих детей, вы получите удостоверение о повышении квалификации. Документ выдает АНО «НИИДПО» — организация с государственной лицензией на осуществление деятельности в сфере образования.

Остались вопросы? Оставьте заявку на консультацию — с вами свяжется специалист приемной комиссии.

Современные методики “запуска” речи у неговорящих детей

Подробно эта тема разобрана в программе повышения квалификации. Здесь мы расскажем лишь о нескольких вариантах.

Хороший результат дают игры на “запуск” речи у неговорящих детей до года. Их цель — вызвать реакцию, добиться от ребенка попыток говорить или понимания чужой речи. Примеры таких игр:

  • Совершаем однотипные действия (складываем кубики друг на друга) и повторяем одно короткое слово — например, «так».
  • Играем с мячиком, повторяя простые слова: «кати», «дай», «где».
  • Играем с фигурками животных, подражая звукам: «гав», «мяу», «му».
  • Побуждаем ребенка повторять простые слоги. Например, сжимаем ладонь в трубку и повторяем: «дуем-дуем, ду-ду-ду».

Если проблемы с речью возникают у ребенка 1-2 лет, пора добавлять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику:

  • Вместе с ребенком складываем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбку.
  • Надуваем щеки и выпускаем воздух.
  • Мычим. Повторяем простые слоги: «тик-так», «ух-ох».
  • Показываем ребенку фигурки или изображения животных и просим повторять звуки, которые они издают: «мяу-мяу», «гав-гав», «га-га-га».

Занятия для “запуска” речи у ребенка 2-3 лет должны включать в себя артикуляционную гимнастику (прикусывание губ, фырчание, круговые движения языком и пр.), игры на понимание слов (ребенок выполняет простые команды: «ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» и пр.), на использование слов (ребенок отдает команды: принеси, дай, кати, пой), на использование простых фраз (ребенок помогает взрослому рассказать сказку).

Какие методики “запуска” речи у неговорящих детей посоветовать родителям?

Не стоит ограничиваться только занятиями с логопедом. Желательно, чтобы родители тоже участвовали в процессе. Опытный логопед может объяснить им, что делать:

  • Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Тот малыш, который играет с машинкой и произносит «взззз-жжжж-би-би-би» заговорит быстрее, чем тот, который только смотрит мультфильмы на планшете.
  • Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено.
  • Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Использовать простые сокращения: не «дедушка», а «деда». Выбирать короткие предложения: «дай ложку», «где машинка», «неси папе».
  • Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Хвалить, если малыш начинает подпевать.
  • Не реагировать на попытки молчаливого ребенка использовать мимику и жесты вместо слов — делать вид, что невозможно понять, чего он хочет. Некоторые дети отлично знают, как произнести просьбу вслух, но не делают этого, потому что родители хорошо реагируют на жесты.

И главное: логопед должен помочь родителям ребенка сохранять спокойствие и оптимизм, не впадая в панику из-за того, что малыш не говорит, хотя его сверстники в детском саду уже используют короткие предложения. Чрезмерное давление на ребенка точно не улучшит ситуацию.

Препараты для запуска речи у детей 3 года

22.12.2020 Марина Тукало, ведущий научный сотрудник отдела психических и поведенческих расстройств РНПЦ психического здоровья, кандидат мед. наук. 22.12.2020 !—>

В РНПЦ психического здоровья разрабатываются новые технологии для лечения речевых расстройств у детей, в т. ч. при аутизме. Накоплен опыт по применению транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), микрополяризации, биоакустической коррекции при лечении психических расстройств.

Совместно с немецкой компанией осуществляется научный проект по сочетанному применению ТМС и чрескожной электронейростимуляции (ЧЭНС ) у детей от 3 до 16 лет со специфическими расстройствами развития речи и у пациентов с речевыми нарушениями при аутизме. Исследование одобрено этическим комитетом РНПЦ психического здоровья.

Причины и особенности речевых расстройств

model peredachi impulsov v cns

Процедура передачи импульсов в ЦНС

Нормальное речевое развитие имеет широкие возрастные границы становления речи как высшей психической функции. Однако отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам либо простых выражений или фраз из двух слов к трем годам должно расцениваться как значительный признак задержки. Растет число детей с речевыми расстройствами, по данным ряда исследований — 25 % среди детей младшего школьного возраста.

Формирование речи у девочек и мальчиков отличается не только сроками появления различных речевых элементов, но и их качеством. Например, считается, что девочки больше склонны к конструированию слов, отсутствующих в общем употреблении. В то время как мальчики стремятся к большей точности через семантические дифференцировки и т. д.

Расстройства речевого развития находятся на стыке многих специальностей. Речь является ключевым фактором для развития мышления ребенка и интеллекта в целом, поэтому нарушение ее формирования неизбежно влечет за собой проблемы в общении, поведенческие нарушения, школьную неуспеваемость. Задержки речевого развития наблюдаются при широком спектре заболеваний.

Так, их причиной могут быть хронические отиты и другие состояния, приводящие к нарушениям слуха, аномалии в развитии артикуляционного аппарата, детский церебральный паралич и др. Кроме того, расстройства речи встречаются у детей с аутизмом. В ряде случаев на начальном этапе невозможно установить этиологию расстройства, поэтому для точной диагностики и оценки прогноза необходимо динамическое наблюдение. Нередко на развитие речи влияют наследственная предрасположенность, иммунные и нейрохимические нарушения или средовые факторы.

При ряде расстройств происходит нормальное развитие речи до определенного возраста, а затем процесс приостанавливается или даже регрессирует (такие состояния определяют не как задержку развития речи, а как отклонение в развитии). Для сравнения: при аутизме речевое развитие, как правило, изменено еще на доречевом этапе (не формируется комплекс оживления, гуление бедное, малоэмоциональное, «птичий» язык, в то же время ребенок произносит целые фразы, при этом не использует их для общения).

Диагностика нарушений развития речи предполагает участие не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике совместно с родителями ребенка.

В основе многих расстройств развития речи лежит нарушенный баланс процессов торможения и возбуждения в головном мозге, который определяется различными нейрофизиологическими механизмами: работой синапсов, уровнем активности глутаматергической (возбуждение) и ГАМКергической (торможение) систем, межполушарными и внутрикортикальными взаимодействиями, дефицитом или избытком определенных микро- и макроэлементов, витаминов и др. Поэтому восстановление дисбаланса этих процессов лежит в основе применяемых аппаратных методов лечения.

Методы терапии речевых расстройств

В настоящее время нет лекарственных средств, которые смогли бы привести ребенка с расстройством речевого развития к полному выздоровлению или к несомненному улучшению состояния, поэтому большое внимание уделяется логопедической и психотерапевтической коррекции, а также аппаратным нейростимуляционным методам.

Нейростимуляционные технологии, к которым относятся ТМС, транскраниальная электростимуляция, микрополяризация, ЧЭНС, являются альтернативными методами модулирующего воздействия на головной мозг при неврологических и психических расстройствах. Их преимущество по сравнению с фармакотерапией — отсутствие токсического воздействия на организм. При этом клинический эффект достигается за счет воздействия малыми токами на возбудимые структуры нервной системы, что позволяет непосредственно модулировать их работу и управлять процессами нейропластичности.

Наиболее эффективным аппаратным методом лечения заболеваний головного мозга считается ТМС, при которой высокоинтенсивное переменное магнитное поле фокусируется на определенных корковых областях, генерируя малые токи в аксонах, что передается как на прилежащие к месту стимуляции корковые нейроны, так и в глубокие отделы головного мозга и иные корковые зоны, функционально связанные с зоной стимуляции. Это позволяет неинвазивно воздействовать на целые нейронные сети.

Применяя определенные протоколы ТМС (высоко-, низкочастотные), можно вызывать активацию как возбуждения, так и торможения в ЦНС. При аутизме преобладают процессы чрезмерного возбуждения корковых нейронов, обусловленные гиперактивностью глутаматергических структур, множественным формированием избыточного количества нейронных связей, что препятствует обучению и нормальному развитию ребенка, формированию устойчивых форм поведения и речевых навыков. Воздействие низкочастотной ТМС на префронтальные структуры позволяет снизить гиперактивность и стабилизировать процессы нейропластичности.

РНПЦ психического здоровья накопил опыт по применению ТМС в лечении психических и поведенческих расстройств, а также по внедрению научно обоснованных методик в лечебную практику. Так, в 2019 году Минздрав утвердил инструкцию по применению «Метод лечения общих расстройств развития, специфических расстройств развития речи и языка транскраниальной магнитной стимуляцией», в которой детально описан алгоритм применения ТМС при данных расстройствах.

Выбор протокола транскраниальной магнитной стимуляции

procedura tms chens

Процедура сочетанной ТМС и ЧЭНС

У детей раннего возраста онтогенетически более развито правое полушарие головного мозга, преимущественно отвечающее за конкретно-образное мышление. Речевые центры находятся в левом полушарии. Воздействие низкочастотной ТМС на дорсолатеральную префронтальную кору (ДЛПК) субдоминантного полушария вызывает в ее нейронах долговременное торможение, снижает ее антагонистическое подавляющее влияние на гомологичные зоны левого полушария. Это способствует активации функциональных центров в левом полушарии, отвечающих преимущественно за логико-абстрактное аналитическое мышление.

Высокочастотный протокол ТМС (10 Гц и более) на проекцию правой ДЛПК хотя (как полагают в ряде исследований) и является более эффективным, но нежелателен для применения у детей.

Во-первых, у детей порог вызванного моторного ответа (минимальной интенсивности импульсного магнитного поля, подаваемой аппаратом для генерации потенциала действия 50 мкВ в определенных мышцах кисти) довольно высок — 70–100 % от мощности аппарата, поэтому труднопереносим при подаче лечебной серии импульсов высокой частоты.

Во-вторых, в раннем детском возрасте, особенно при аутизме, по данным электроэнцефалограммы регистрируется медленноволновая активность, поэтому существует риск провоцирования генерализованного судорожного приступа при выполнении высокочастотной ТМС.

После низкочастотной ТМС правой ДЛПК (в течение 20 минут) осуществляют воздействие низкочастотной ТМС на гомолог проекции центра речи в правом полушарии для активации аналогичного центра в доминантном полушарии. Одна процедура ТМС продолжается 20–30 минут. Курс лечения включает 15–20 процедур, проводимых ежедневно или через день с перерывом на выходные.

Техника чрескожной электронейро-стимуляции

Альтернативным методом активации корковых структур является возбуждение периферических нервов конечностей с помощью ЧЭНС. Накожные электроды прикрепляют к проекции срединного или локтевого нервов ведущей руки и подают низкоинтенсивный переменный электрический ток, который может распространяться как на периферию от места воздействия, так и центростремительно к нейронам головного мозга.

Метод известен с 1965 года, однако применялся в основном для лечения болевых синдромов. В последнее десятилетие функциональная ЧЭНС активно используется при восстановлении пациентов после черепно-мозговых травм и инсультов при афазии и парезах конечностей. Проекция руки и мышц, участвующих в акте речи, а также моторного центра речи (центра Брока) и структурно, и функционально связаны. Поэтому активация моторных и сенсорных центров руки при ЧЭНС способствует речевому развитию по аналогии с занятиями по развитию мелкой моторики (пальчиковые игры, рисование и др.). Кроме того, при электростимуляции периферических нервов активизируются процессы нейропластичности в головном мозге.

Применение корковой стимуляции магнитным полем и электростимуляции периферических нервов позволяет оказывать мультимодальное, многоуровневое воздействие на процессы нейропластичности и развития головного мозга у детей. Сочетанное применение ТМС и ЧЭНС оказывает не только синергичное, но и потенцирующее действие на функциональное состояние головного мозга.

При исследовании оценивается динамика клинической симптоматики, степень восстановления нарушенной речевой функции (исходно и после проведения курса воздействия): субъективные проявления (оценка пациентом и родителем ребенка) и объективная оценка врачом-исследователем согласно протоколу лечения.

Противопоказания к включению в исследование — внутричерепные ферромагнитные и кохлеарные имплантаты, очаговые изменения головного мозга (новообразования, воспалительные болезни ЦНС в остром периоде, крупные аневризмы головного мозга или подозрение на них), острые и хронические заболевания в стадии декомпенсации.

Клинический случай применения сочетанной ТМС и ЧЭНС

В РНПЦ психического здоровья обратились родители пятилетней девочки, которой в 3 года выставлен диагноз «детский аутизм». При беседе выяснилось, что отсутствие речи наблюдалось с двух лет. При первичном осмотре психолог отметил истерическое поведение. На просьбы мамы ребенок реагирует возбуждением, агрессией. Девочка трет лицо, руки, раскачивается, не отзывается на имя, на вопросы не отвечает. Речь спонтанная. Произносит отдельные звуки, слоги, редко слова, не соответствующие ситуации, не смотрит в глаза собеседнику и окружающим — отводит взгляд, не фиксирует его на объекте. Отсутствует указательный жест. Навыки самообслуживания развиты не в полном объеме. Игровая деятельность не соответствует возрасту. Девочка не справляется со складыванием пирамидки, простых пазлов, не участвует в ролевых играх.

Результаты ЭЭГ-исследования: выявлены выраженные диффузные нарушения корковой ритмики с преобладанием нерегулярной медленной активности тета- и дельта-диапазонов средней амплитуды без зональных различий, на фоне которых регистрируется низкоамплитудная бета-активность. Индекс альфа-ритма — 13 %.

Назначен курс сочетанной низкочастотной ТМС на проекцию правой ДЛПК (10 минут), затем на проекцию нижней лобной извилины правого полушария головного мозга (10 минут) и ЧЭНС периферических нервов правой руки (10 минут). Курс лечения — 16 ежедневных процедур (кроме выходных).

После завершения курса ТМС и ЧЭНС у пациентки отмечено улучшение коммуникации: повысилось понимание обращенной речи, появились слова (например, приветствие и прощание по завершении сеанса лечения), наметилась модуляция голоса. Значительно повысились внимание и усидчивость. После 8-й процедуры ТМС и ЧЭНС пациентка стала интересоваться игрушками, самостоятельно сложила многокомпонентный пазл. Выровнялся фон настроения: девочка стала спокойнее выполнять просьбы. Пациентка освоила и начала самостоятельно пользоваться мобильным телефоном для просмотра мультипликационных фильмов. Выявлено улучшение зрительно-пространственной ориентации.

После курса лечения ЭЭГ стала более организованной, медленноволновая активность не регистрировалась.

Рекомендованы занятия с психологом, логопедом, повторный курс аппаратного лечения через 3 месяца.

Резюме

Как правило, сочетанные ТМС и ЧЭНС хорошо переносятся детьми, не требуют специальной подготовки. Во время сеанса ребенок сидит в кресле, напротив располагается родитель (для снижения беспокойства пациента и проведения игр). Возможно незначительное подергивание мимических мышц при магнитной стимуляции и мышц руки под воздействием электрических импульсов от аппарата ЧЭНС, не требующее специального лечения. Можно заниматься с ребенком во время процедуры. По окончании сеанса ребенок может посещать логопеда или учебные занятия, причем даже с большей эффективностью выполнения образовательных программ, т. к. стимуляционные технологии улучшают внимание. В ряде случаев рекомендуется дневной отдых или сон для снятия эмоционального возбуждения после посещения первых процедур стимуляции и нормализации биоритмов.

Поведенческие и речевые изменения могут отмечаться к 4–7-й процедуре, однако доказано, что только при курсовом применении ТМС и ЧЭНС наступает стойкий клинический эффект. Повторные курсы аппаратного воздействия следует выполнять через 3–6 месяцев.

РНПЦ психического здоровья готов принять на лечение с помощью сочетанной ТМС и ЧЭНС пациентов со всей республики в возрасте 3–12 лет. Контакты для связи с авторами проекта — в редакции «МВ» .

Витамины для развития речи у ребенка

Просто напишите нашему менеджеру, и вам сразу ответят!

Оставьте свою почту, мы вышлем вам дополнительную информацию

Проблема с развитием речи у маленьких детей всегда актуальна, поскольку количество малышей, которые не разговаривают в 2-3 и даже 4 года, неуклонно растет. Причин этому – масса, а вот решений проблемы гораздо меньше. Эти решения заботливые матери пытаются найти в кабинетах педиатров, невропатологов, психологов и логопедов. Они покупают различные таблетки для развития речи у детей, пробуют многочисленные методики, уговаривают, кричат, плачут, но, как правило, все эти усилия оказываются напрасны, и маленький «партизан» продолжает молчать.

Во сколько должен начать говорить мой ребенок?

Многие мамы, заметив, что их дитя особо не стремится вступать в диалог и ограничивается лаконичным «агу», не предпринимают никаких усилий для того, чтобы разговорить их и даже не подозревают, что проблема уже набирает силу. Но, конечно, излишне усердствовать тоже не стоит — обучая ребенка словам, которые он пока просто не в состоянии произнести.

Данная таблица поможет выявить, полноценно развивается ваш ребенок или нет. Отмечаем, что этим данным соответствуют только доношенные дети, а если же ребенок недоношенный, то нужно учитывать отставание от нормы на 1-2 месяца.

Ребенок может только кричать, подавая таким образом знаки, что он хочет кушать, спать, или сухой памперс.

В моменты спокойствия он может издавать гнусавые гортанные звуки.

Малыш активно реагирует на внимание к себе, издает звуки.

Яркое проявление эмоций (смех, плач), появление гласных и согласных звуков вроде: «гы», «эгу».

Есть реакция на голос взрослых, ребенок начинает тянут звуки.

Ребенок начинает связывать отдельные слоги в короткие слова вроде «ма-ма».

Малыш может подражать звукам, произносимым другими людьми.

Появляются первые сознательные короткие слова, понимание вопросов и требований взрослых.

Словарный запас увеличивается до 300 или до 400 слов, появляются осмысленные вопросы (чье количество неуклонно растет) и повествовательные фразы.

Происходит значительный прорыв в умственном развитии и ребенок начинает запоминать большое количество слов за короткое время. В эти годы его словарный запас уже превышает 1500 слов.

Речь дитя уже понятна окружающим, хотя многим требуется помощь логопеда, чтобы устранить недостатки речи.

В этом возрасте он может свободно говорить, вести повествование, шутить и понимать юмор.

Если что-то из этого не совпадает, значит, имеет место быть задержка или нарушение речевого развития. Над их исправлением работают терапевты, невропатологи, логопеды и психологи. Однако если проблема будет предотвращена заранее, помощь этих специалистов может и не потребоваться. Для этого следует четко уяснить все возможные причины появления речевых нарушений.

Почему могут появляться задержки в развитии речи у детей?

Ребенок и книги

Во-первых, — это может быть общее торможение развития или даже легкая степень умственной отсталости. Такой диагноз может поставить только квалицированный врач.

Во-вторых, все дело может быть в слуховом аппарате – если ребенок плохо слышит, то он будет, соответственно, и плохо понимать, что говорят окружающие. Эту причину нужно выявлять и устранять в первую очередь.

В-третьих, недоношенные и ослабленные излишней болезненностью детки дольше развиваются и говорят меньше и хуже своих сверстников.

В-четвертых, дети со значительно развитым интеллектом подолгу не говорят, но потом случается резкий прорыв, полностью покрывающий длительные дни молчания. Так что, всегда есть вероятность того, что ребенок — вундеркинд.

В-пятых, ребенку в семье могут просто не уделять внимание, не говорить с ним, из-за чего он обладает малым объемом выученных слов. У этого есть свое научное название – «синдром Маугли».

В-шестых, дитя может находиться в таких условиях, что говорить ему вроде как и не требуется – его понимают с полуслова. Семья старается тут же понять, что именно он хочет, ориентируясь на простые «агу» и «бу».

Что делать родителям?

Выяснить причину – это полдела, остальное же падает на плечи родителей и специалистов, которых они привлекут.

Наилучшим лечением станет правильное участие родителей, которые должны:

Ребенок читает с Мамой

  • Разговаривать с ребенком (желательно, с рождения или даже до него), несмотря даже на то, что он ничего не понимает и не проявляет никакого интереса к тому, что ему говорят.
  • Многие мамы теряются или не знают, что именно говорить. Но все просто: можно разговаривать с ним во время купания, кормления, перед сном. Чтение сказок и стихов тоже влияет очень положительно. Хорошо если в гости иногда приходят другие люди – это расширит кругозор малыша.
  • Спрашивать его и даже отвечать на свои же вопросы, чтобы выстраивалась модель диалога.
  • Попробуйте регулярно разыгрывать простые сцены общения, которые будут понятны малышу.
  • Используйте язык жестов, дополняя им свои фразы.
  • «Дрессируйте» — то есть, стимулируйте детскую речь. Для этого, например, можно показать игрушку и сказать: «Скажи – дай», как только это будет достигнуто, игрушку можно отдать. И далее следует почаще действовать по подобному принципу.
  • Делайте упор не только на изучение существительных, но и глаголов. Это поможет поскорее перейти к построению целых предложений, пусть поначалу и совсем простых.
  • Работайте над мелкой моторикой, давая ребенку различные предметы, вроде мозаики, круп, макарон, бусин и прочего. Однако главное — следить, чтобы он ничего не начал брать в рот, поэтому все эти игры должны происходить строго под вашим присмотром.
  • Используйте как можно больше способов для творчества : пальчиковые краски, лепка из пластилина, аппликация и прочее. Даже если дитя не хочет ничего делать, можно начать делать за него – он в любом случае заинтересуется.
  • Не забывайте хвалить даже за совсем маленькие достижения.
  • Не забывайте и о книгах – чтение развивает в любом возрасте.
  • Полезны минуты тишины, когда никакие посторонние звуки не мешают усвоению отдельных слов.
  • Помогите логопеду, и дома также занимайтесь с ребенком, проводя артикуляционную гимнастику. Это могут быть различные упражнения: имитация надувания пузырей, всасывания жидкости из трубочки и прочее.
  • Корректируйте питание – полноценный рацион будет способствовать активному эмоциональному и умственному развитию. Для этого также следует вводить в него специальные препараты для развития речи у детей.

Что касается последнего пункта, то именно витаминные препараты вызывают усиленный ажиотаж, и родители полагают на них все надежды – ведь это легче и проще всего. Однако даже самые хорошее лекарство для развития речи у детей не способно ускорить развитие речи без соблюдения всех вышеизложенных рекомендаций.

Vision витамины для развития речи у ребенка

Из всех известных детских витаминов наиболее безопасными и эффективными являются препараты, производимые компанией Vision. Они становятся надежным подспорьем в устранении дефектов речи или «подстегивании» ее развития. Кроме того, они позволяют дополнить рацион, который далеко не всегда включает в себя все необходимые детям витамины и минералы для мозга и нервной системы.

Витамины от производителя Vision обладают всеми необходимыми качествами:

  • имеют натуральный, растительный состав;
  • не содержат красителей, вкусовых добавок, стабилизаторов и прочих синтетических компонентов;
  • исключена аллергия и передозировка;
  • обладают высокой степенью усвоения (98 %), а также эффектом синергии, когда каждый компонент усиливает действие другого;
  • отвечают строгим требованиям мировых стандартов качества (GMP и ISO22000);
  • сертифицированы Минздравом многих государств, в которых производится продажа продукции.

Знаки сертификации витаминов от Vision

Также, Vision выпускает большое количество других продуктов, например, витамины для кожи для детей, или витамины с железом и прочее. Консультанты магазина помогают покупателям подобрать подходящий комплекс препаратов.

В нашем каталоге есть следующие детские витамины, способствующие развитию речи:

Юниор Нео+

Это витамины, выполненные в виде вкусных шоколадных конфет, способны наполнить организм всеми необходимыми витаминами и минералами. Комплекс содержит большое количество полезных элементов, которые нужны в период активного развития организма ребенка. Он увеличивает его познавательные способности, обладает одновременно стимулирующим и успокаивающим действием.

Юниор Би Смарт

Комплекс, позволяющий повысить интеллектуальные способности ребенка и ускорить его речевое развитие. В его составе содержатся ПНЖК омега-3, которые очень важны для развития мозга, нервной системы, зрения. Также, есть и основные витамины (A, D3, E), которые позволят улучшить концентрацию внимания, способность к восприятию и запоминанию информации извне. Их очень удобно принимать, благодаря приятному вкусу карамелей и фруктов.

Узнать об этих комплексах подробнее, можно у нашего консультанта. Он поможет вам подобрать нужные препараты, в соответствии с индивидуальным состоянием ребенка.

На все продукты установлены скидки, достигающие 40 %. Больше подробностей вы сможете узнать по телефону.