Смысл воля судьба человека понятие судьбы

Осознание неизбежности смерти и того, что жизнь дается человеку только один раз, со всей остротой ставит его перед вопросом о смысле жизни. Вопрос о смысле жизни очень важен и актуален для каждого человека. Ницше утверждал: «Если есть смысл жизни, то можно вынести все, что угодно», и он был прав.

Многие современные философы утверждают, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных. К объективным факторам относятся социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, действующая в нем политическая и правовая система, господствующее в нем мировоззрение, существующий политический режим, состояние войны и мира. Немалую роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рациональность и практичность.

Человек становится проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования, о границах своего бытия, о своем отличии от равных себе, от всех живых существ. Только проблематизируя основы своей собственной жизни, человек становится по-настоящему человечным.

Проблема человека — это не чисто теоретическая проблема, для размышлений над которой можно найти время и досуг. Это практическая, жизненно важная проблема. Оказавшись в критической ситуации, человек каждый раз «выбирает» себя, решает вопрос о смысле своего существования.

Философия упорядочивает «пространство выбора» человеком самого себя; она предлагает как бы различные системы ценностных координат человечества, которые философская мысль вырабатывала на протяжении веков.

Данная работа посвящена исследованию понятий «судьба» и «смысл жизни», а также взаимосвязи между ними.

Рано или поздно в своей жизни каждый человек задает себе вопрос о конечности своего существования. В природе человек — единственное существо, которое осознает свою смертность и думает об этом. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком не как абстрактная истина и не как факт, который нужно принять. Осознание смертности вызывает у человека сильное эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Цель и смысл жизни каждого человека напрямую связаны с социальными идеями и действиями, которые определяют цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет и работает. Общество и социальные нормы устанавливают границы того, что человек может и не может делать на индивидуальном и социальном уровне. Они также определяют, какими средствами человек может или не может достичь своих целей, даже если это высокие, моральные цели.

В своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» общей, исторической жизни. Его не устраивает ситуация, в которой, как говорил Маркс, «сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Эта неудовлетворенность содержит в себе стимул к творческой деятельности, так что призванием человека является полное развитие всех его способностей, внесение личного вклада в историю, в прогресс общества, в его культуру.

Понятие судьбы

Вопрос о том, что такое судьба, всегда занимал людей. Четкого ответа на этот вопрос нет, как нет и четкого определения этого понятия. Ни одна из имеющихся теорий или суждений о судьбе не является абсолютной истиной, а лишь представляет собой субъективное мнение каждого человека, отвечающего на вопрос, что такое судьба. Несмотря на субъективность определений судьбы, нельзя игнорировать опыт человечества, накопленный веками. В конце концов, благодаря этому опыту, существуют истины, которые не требуют доказательств.

Давайте попробуем посмотреть на понятие «судьба» с разных сторон. Таким образом, этот полисемантичный термин имеет несколько определений.

  • судьба (идеал);
  • совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на существование человека, народа;
  • предсказание событий в жизни человека и действий, совершаемых им;
  • Судьба, предназначение;
  • Высшая сила, которая может быть представлена в виде природы или божества.

Каждый человек, в зависимости от своего опыта, мировоззрения, культуры и религии, выбирает одно из определений и применяет его в своей жизни. Однако интересно отметить, что в разные времена судьба понималась по-разному.

Например, для язычников древности судьба считалась непостижимым предопределением человеческих событий и поступков.

Для язычников судьба считалась предначертанной. Человек полностью отдается на милость судьбы и становится рабом обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, изменить ее или повлиять на нее, то есть можно только подчиниться ей, как требовали стоики. Ортодоксальная религия не знает такого понимания «судьбы», поскольку это понятие судьбы абсолютизирует только один аспект — аспект рабства.

В науке судьба — это случайное определение событий, т.е. причинность. Судьба не является чем-то неизбежным; однако существуют естественные законы физического мира, которые нельзя изменить, действия которых нельзя избежать. Например, если человек страдает от неизлечимой болезни, он уже никогда не сможет выздороветь.

В отличие от вышеупомянутых вариантов судьбы, в религиозном сознании существует концепция судьбы как провидения. Мудрый и благосклонный Творец направляет человеческую жизнь не как слепая судьба и не как безличные физические законы. И в разных религиях эти понимания имеют определенные различия.

В большинстве случаев слово судьба — это приговор, нечто фиксированное и предопределенное.

Каждый человек проходит свой жизненный путь, и в то же время жизнь нас чему-то учит, она подобна школе, где нашему сознанию время от времени даются определенные задания. На определенном этапе эти задачи усложняются. Но в школе мы не можем идти дальше, пока не пройдем определенный этап обучения, то есть, если мы не освоили программу первого класса, мы не можем перейти во второй класс. Поэтому в жизни, на мой взгляд, существует постепенное развитие или прогрессия.

Часто можно услышать «это судьба», под которой в большинстве случаев подразумевается нечто невозвратимое, вечное. Скорее, судьба — это своего рода испытание, налагаемое на человека, чтобы он прошел его, чтобы он чему-то научился. Это все равно, что учить ребенка таблице умножения, чтобы впоследствии он мог решать более сложные уравнения. После уроков судьбы жизнь продолжается, но теперь у человека есть какие-то знания, опыт. Этот урок необходимо усвоить, чтобы двигаться дальше и не застрять в нем на всю жизнь.

Жизнь — терпеливый учитель, и даже если мы не хотим ее слушать, она все равно пытается нас научить. Его предпочтительный метод — забрать то, что мы считаем ценным и абсолютно необходимым, и заставить нас делать то, что необходимо, даже если мы этого не хотим.

Понятие смысла жизни

Смысл жизни — это причина жизни и наша цель в жизни. Каждый человек как сознательное, мыслящее существо самостоятельно определяет свое отношение к жизни и самому себе, это отражается в смысле и цели его жизни. Смысл жизни — это воспринимаемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь и ради которой он ставит и стремится реализовать жизненные цели.

Вопрос о смысле жизни волновал философов во все века. Ответ на этот вопрос рассматривался учеными с двух разных позиций: с точки зрения независимого человека и человека как представителя человечества.

В первом понимании смысл жизни — это элемент уникальной духовной жизни индивида, то, что каждый формирует сам, независимо от господствующих в обществе систем социальных ценностей. С этой позиции нельзя утверждать, что смысл жизни одинаков для всех людей. Каждый человек открывает для себя смысл жизни в собственном созерцании и, основываясь на собственном опыте, выстраивает собственную иерархию ценностей. В то же время смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого вида. Его поиск подготовлен длительным процессом эволюции человека, развитием рефлексивной способности его мышления, формированием сознания.

Наибольшую верность поискам абстрактного универсального смысла человеческой жизни сохранила религиозная философия, в которой смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением божественного начала в человеке, стремлением к сверхчеловеческой святости, приобщением к истине и высшему благу. Русский религиозный философ С. Франк считал, что сам мир бессмыслен и слеп, как бессмысленна и внешняя жизнь человека. Однако человеческий разум — это уже прорыв бессмысленности. Внутренняя духовная жизнь человека, которую С. Франк называл истинным бытием, имеет смысл. Этот смысл доступен только душе, которая испытывает беспокойство, тоску, неудовлетворенность, «поиск смысла». Для того чтобы человеку открылся смысл жизни, необходимы два условия: «Во-первых, существование Бога как абсолютной основы силы добра, разума и вечности, как гаранта безопасности и победы над силами зла, бессмысленности и гибели, а во-вторых, возможность для меня лично, в моей слабой и короткой жизни, приобщиться к Богу», — писал С. Франк.

Человек хочет знать не просто истину, которая представляла бы объект таким, каков он есть сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей (то есть смысл этого объекта). В этом отношении человек оценивает факты своей жизни в соответствии с их значимостью, признает ценностное отношение к миру. Особенность человека заключается именно в его ценностном отношении к миру. Ценность — это все, что имеет определенное значение, личное или общественное, для человека. Мы можем говорить о ценностях, когда речь идет о родном, священном, предпочитаемом, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и порицаем, восхищаемся и негодуем, признаем и отрицаем, то есть когда человек испытывает яркие эмоции в ответ на событие, явление или предмет. У всех людей есть ценности, но они не всегда одинаковы.

Слово «ценность» было известно еще древним грекам. В древние времена не было четкого понимания уникальности человека в мире. Современный философ стремится четко определить, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал. Но в античном мире существовала несколько иная философия; здесь истина и ценность не совсем строго разделены.

В философии Средневековья считалось, что человек существует во имя Бога, но не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.

Судьба и жизненный путь

Попытка отличить возможное от невозможного, желаемое от действительного, вероятное от неизбежного, была воплощена человеком в образе судьбы.

Человеческая жизнь — это материал, на котором судьба запечатлевает свои веления. Способ действия судьбы, ее воплощение в человеческой жизни, может быть разным.

Судьба может выступать как абсолютное предвидение всех событий в жизни человека, всех его поступков: что случилось, то и должно было случиться.

Судьбу также можно рассматривать как основную тенденцию жизни, которая «идет против зерна» из-за путаницы событий, случайности и капризности человеческих поступков. Эта форма судьбы лучше всего проявляется в судьбе как человеческом характере.

Образ судьбы воплощает различные формы переживания человеком ограниченности своей свободы. По словам еврейского философа М. Бубера, «Свобода и судьба вверены друг другу и взаимно обнимают друг друга»… Можно смириться с судьбой, можно попытаться обмануть судьбу, открыто бороться с ней, познать ее… Но все попытки выстроить свой жизненный путь в стороне от дороги судьбы, как правило, оказываются безуспешными. Главный вопрос о взаимоотношениях человека с судьбой, вопрос о том, можно ли ее преодолеть, уже содержит оценку судьбы как несчастья. В конечном итоге, все попытки преодолеть судьбу — это отказ от существования, борьба с небытием. Все, что чуждо мне, что не зависит от меня, — это не-я, не мое бытие, не-существование, не-бытие. Недаром тема смерти неотделима от темы судьбы.

С точки зрения небытия, все события жизни оказываются неважными, незначительными. Главная задача судьбы — небытия, которое противостоит человеку, — поглотить его. Поэтому смерть — единственное значимое, «судьбоносное» событие. То, что происходит между рождением и смертью, то есть сама жизнь, неважно, призрачно с точки зрения небытия. Все события сжимаются в непространственную точку на нити жизни.

Приняв точку зрения «небытия», покорившись судьбе, человек воспринимает свою жизнь как абсолютную бессмыслицу, в которой все события одинаково важны или, что одно и то же, одинаково неважны. В этом случае образ жизни человека не просвещен целью и не освещен высшими ценностями. Судьба как небытие лишает существование осмысленности. Жизнь как осмысленное и завершенное целое перестает существовать: это не та жизнь, которая была задумана мной, я не являюсь ее автором.

Только чувство нежелания подчиниться судьбе сохраняет ту грань, которая отделяет небытие от бытия. Даже гамлетовский вопрос: быть или не быть, покориться или победить в противостоянии, является формой утверждения существования.

Желание обмануть судьбу, «поиграть» с ней, незаметно изменяет ее собственные свойства. Судьба «очеловечивается». Судьба встречает человека уже не как слепая и неотвратимая судьба, а как случайность. Судьба — это «псевдоним свободы». С судьбой можно договориться, ее можно обмануть. Человек борется с судьбой. Здесь утрачен смысл предсказуемого, нет трагического акцента в отношениях человека и его судьбы. «Судьбу можно пинать, как женщину, — писал Макиавелли, — она так же капризна и прихотлива». Наконец, сам человек может взять на себя роль судьбы. » Лермонтов называл Наполеона «человеком судьбы», а Бердяев писал о Ленине как о «человеке судьбы». Трагическое противостояние бытия и небытия исчезает. Судьба оказывается материалом, которому человек своими действиями придает желаемую форму. Течение жизни и судьба меняются местами: Человек создает свою судьбу своими делами, своими руками. Человек превращает судьбу — случайность через удачные и хитрые действия человека — в судьбу как собственный план человека.

Это раскрывает второе основное значение термина «судьба». Судьба — это не только внешняя обусловленность человеческой жизни, но и связь и завершение человеческого существования, его «логика». В таком понимании судьба больше не тождественна несчастью, она может быть и счастливой.

Развитие воли у человека

Развитие волевой регуляции поведения человека происходит в нескольких направлениях. Во-первых, это преобразование непроизвольных психических процессов в добровольные, во-вторых, это приобретение контроля над собственным поведением, в-третьих, это развитие волевых качеств человека. Все эти процессы начинаются в тот момент жизни, когда ребенок овладевает языком и учится использовать его как эффективное средство психической и поведенческой саморегуляции. В каждой из этих областей развития воли по мере их укрепления происходят специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы настройки воли на более высокий уровень. В рамках когнитивных процессов, например, воля сначала проявляется в форме внешне-лингвистической регуляции, и только потом в форме внутренне-лингвистического процесса. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее к третичным волевым качествам.

Другое направление развития воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более сложные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени. Например, школьник-подросток может поставить перед собой цель развить такие навыки, к которым у него нет выраженных природных задатков. В то же время он может поставить перед собой цель в будущем заниматься сложной и престижной деятельностью, для успешного выполнения которой необходимы способности данного типа.

Развитие силы воли детей тесно связано с обогащением их мотивационной и нравственной сфер. Включение высших мотивов и ценностей в регуляцию деятельности, повышение ее статуса в общей иерархии стимулов, регулирующих деятельность, умение выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которой содержится регуляция воли, становится осознанной, а сам поступок — произвольным. Такое действие всегда осуществляется на основе произвольно выстроенной иерархии мотивов, в которой высшее место занимает моральный стимул, дающий человеку моральное удовлетворение в случае успеха деятельности.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому практически невозможно воспитывать волю ребенка в отрыве от его общего психологического развития. В противном случае сила воли и упорство, как несомненно положительные и ценные качества личности, могут возникнуть и укрепиться в своих антиподах: упрямстве и ригидности.

Особую роль в развитии воли ребенка по всем перечисленным направлениям играют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, которые возникают первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию волевой регуляции действий. Ролевые игры ведут к закреплению необходимых волевых качеств личности ребенка. Коллективные игры с правилами, помимо этой задачи, решают и другую: усиление саморегуляции действий. Обучение, которое происходит в последние годы дошкольного детства и становится ведущей деятельностью в школе, вносит наибольший вклад в развитие волевой саморегуляции познавательных процессов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

  • Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Б. Седов: Судьба и воля

Здесь есть возможность читать онлайн «Б. Седов: Судьба и воля» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Санкт-Петербург, год выпуска: 2004, ISBN: 5-7654-2936-X, издательство: Нева, категория: Криминальный детектив / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Б. Седов Судьба и воля

Судьба и воля: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Судьба и воля»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Бывший борец по прозвищу Грек любил и был любимым. Но в один злосчастный день стычка с зарвавшимся авторитетом лишила его всего. Отец и сестра Грека погибли в огне. Он потерял любимую невесту и своего нерожденного ребенка. За ним идет охота. И он выходит на бой против всех. Чтобы выжить, он обречен убивать.

Б. Седов: другие книги автора

Кто написал Судьба и воля? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Б. Седов: Рывок на волю

Рывок на волю

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на [email protected] или заполните форму обратной связи.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Судьба и воля — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Судьба и воля», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

События, описанные в романе, являются вымышленными. Любые совпадения имен, фамилий, названий, времени и места действия являются случайными.

Мой разум – основа моего поведения. Мое сердце – мой закон. Не бойся Бога – бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий. Ад и рай находятся в твоей собственной душе.

Вот такое хреновое лето

Наручные часы «ситезен» тихо, но настойчиво пропиликали выбранную накануне в качестве сигнала будильника мелодию. Значит, как ни хочется притвориться спящим, пора вставать. Артем медленно разлепил веки, прежде всего бросив взгляд на сладко сопящую рядом Анюту, счастливицу, у которой сегодня был выходной. Стараясь не разбудить девушку, осторожно высвободил слегка онемевшую правую руку. Нажав кнопку на часах, отключил будильник, не дав ему возможность с полуминутным интервалом еще четыре раза повторить сигнал подъема, сел, свесив ноги с кровати и взглянув на неплотно зашторенное окно спальни. Девять утра, уже совсем светло. Старик Питер давно проснулся, и спрятанный семью этажами ниже проспект Славы вовсю гудел плотным автомобильным потоком. Впрочем, здесь, за толстыми стенами высотного «сталинского» дома и двойными стеклопакетами, были слышны лишь его жалкие отголоски.

Снова прикрыв глаза и задержав дыхание, Артем медленно, с чувством, потянулся. Наощупь сунул ноги в тапочки, поднялся С улыбкой взглянул на спящую Аню, аккуратно укрыл ее голые плечи одеялом, подхватил со стула одежду и направился на кухню, прикрыв дверь спальни. Зевая во весь рот, привычно включил кофеварку, положил в тостер два ломтика белого хлеба, достал из холодильника пакет с апельсиновым соком и плавленый сыр, а затем прошлепал в ванную. Когда он вернулся обратно – гладко выбритый, посвежевший, окончательно проснувшийся и благоухающий одеколоном, по квартире уже вовсю плыл будоражащий аппетит запах свежезаваренного кофе. Одевшись и наскоро проглотив нехитрый завтрак, Артем на цыпочках прошел в спальню, осторожно склонился над лежащей с закрытыми глазами, вновь раскрывшейся до пояса, соблазнительно обнаженной Анютой и не смог отказать себе в удовольствии вдохнуть пьянящий запах ее волос и поцеловать гладкую и горячую, сияющую почти детским румянцем щеку. Но едва он коснулся щеки губами, как девушка мгновенно перевернулась на спину, с коротким смешком обвила руками его шею и притянула к себе. Несколько секунд они молчали, предаваясь нежному, сладкому поцелую, затем Аня нехотя отстранилась, облизала губы кончиком языка и спросила:

– Да, пора. Кофе я тебе сварил. Тосты поджарил. Остальное в холодильнике.

– Грек, побудь со мной еще капельку. Приляг рядышком и обними меня, крепко-крепко. У тебя это так хорошо получается, милый. Всего на минутку, а?

– Мне нужно ехать на работу, солнышко, – вздохнул Артем, пожав плечами. – Мы, если ты не забыла, поздно легли, – подмигнул он Ане с понятной только уверенному в себе мужчине небрежной гордостью. – Я и без того поставил будильник на час позже, чем требовалось, и прогулял тренировку. Так что времени нет ни секунды. Сегодня с трех часов у нас в бистро опять день закрытых дверей. Спецобслуживание. Я же говорил тебе. Наша «Мельница», знаешь ли, в последнее время пользуется популярностью у любителей справлять банкеты. С чего бы это? – Артем с деланным изумлением приподнял брови, явно нарываясь на комплимент.

– Все исключительно благодаря золотым рукам шеф-повара, – с придыханием, по-прежнему не разжимая обьятий, прошептала Анюта. – Готовишь ты просто замечательно! Между прочим, твой жадина Гольданский молиться на тебя должен! Так ему и скажи. Таких классных поваров, как Артем Греков, во всем Питере – раз-два, и обчелся.

– При случае обязательно передам колобку твои слова. А теперь отпусти меня, пожалуйста. Я правда очень опаздываю, – попросил Артем и, не дожидаясь ответа, мягко, деликатно отстранился. Девушке ничего не оставалось, как со вздохом повиноваться.

– Во сколько тебя ждать? – спросила она, усаживаясь на кровати и обхватив руками колени.

«Сказать ему это сейчас или вечером?» – глядя в глаза Артему, Анюта никак не решалась сообщить ему главную новость, способную круто изменить всю их дальнейшую жизнь. Язык словно онемел. С губ готово было слететь все, что угодно, только не это. По правде сказать, Аня хотела сказать о результатах своего визита в поликлинику еще вчера вечером, но, сладко утомленная после бурных ласк Артема, уснула у него на богатырском плече, да так и проспала до самого утра. Интересно, как он отреагирует, когда узнает? В «Космополитене» писали, что мужчины, особенно такие, как Грек – уверенные в себе, сильные и надежные, одним словом – настоящая кирпичная стена, надежная опора для любой женщины, привыкли всегда и во всем планировать свою дальнейшую жизнь и весьма чувствительны к ее резким поворотам. Вне зависимости от того, со знаком они минус или плюс. А тем более к таким… Несмотря на то что почти год они прожили вместе без единой, даже самой крохотной ссоры, несмотря на его пылкие признания в любви, Артем так и не сделал ей предложения. Даже не намекнул. А Аня, уже давно все для себя решившая, день за днем терпеливо ждала, не смея первой завести разговор о свадьбе. Ну что ж, судьба решила за них. Видимо, пришло время определяться…

Судьба, свободная воля, гороскопы и души. Часть вторая.

Мифические и мистические инструменты в руках астролога

В первой части этой статьи я сосредоточилась на сущности судьбы, описываемой сегодняшним сообществом астрологов, и поместила ее в контекст классической философии.

Будучи сообществом, мы сосуществовали с судьбой и работали с ней на протяжении двух тысячелетий, и у нас сложилось много разных взглядов на эту тему. Рассматривая эти разнообразные взгляды, я обнаружила, что точка зрения каждого человека отражает только одну часть целого, которое, будучи наконец собранным вместе, позволяет создать образ судьбы [1] . Мои исследования также показали, что в сегодняшнем мире большинство астрологов решили участвовать в свершении судьбы, а не полагать, что они свободны от ее влияния.

В этой второй части статьи я хочу рассмотреть роль гороскопа как зеркала личной судьбы, а затем обратиться к природе того, как можно «общаться с судьбой» в соответствии со взглядами Люсьена Леви-Брюля на некий мистический ум. Затем статья объединяет все эти темы из первой и второй частей, чтобы показать философию, находящуюся в рамках современной астрологии – философию, которая рассматривает будущее как лишь частично сформированное и которая позволяет астрологу принять участие в судьбе его собственной жизни. Я назвала эту новую астрологическую философию «темно-зеленой астрологией», поскольку она, по-видимому, опирается на идеи, исходящие от движения в защиту природы и альтернативных духовностей.

Cегодня немногие астрологи хотят превзойти свой гороскоп.

Ваш гороскоп, ваша жизненная история

Именно гороскоп раскрывает судьбу в течение жизни, и поскольку у астрологов разные взгляды на судьбу (см. часть 1), у них также разные мысли по поводу роли гороскопа. В начале 20-го века Алан Лео (1860-1917), английский астролог, который ввел спиритизм теософии в западную астрологию, учил, что гороскоп является отражением нашей земной жизни и таким образом раскрывает наши чувственные потребности – потребности, которые являются бременем на пути желания души подняться на небеса. Лео учил, что нужно избегать этих потребностей или подавлять их и тем самым постепенно учиться искусству преобладания над своим гороскопом. Его подход к прогностической астрологии заключался в том, что чем больше развилась ваша душа, тем меньшее значение имеют ваши транзиты [2] .
Тем не менее, сегодня немногие астрологи хотят превзойти свой гороскоп. Вместо этого, благодаря гуманистическому астрологическому движению 1970-х годов, возглавляемому Дэйном Радьяром и Майклом Майером, большинство астрологов рассматривают свой гороскоп как продолжение себя, взгляд на себя с другой точки зрения. Эта точка зрения обеспечивает некую отрешенность, позволяя астрологу обращаться к гороскопу с целью получить представление о своей жизни и текущих событиях. Важно отметить, что эта отрешенность не равна безразличию, поскольку она позволяет астрологу спросить и найти ответ на внутренний вопрос: «Почему это случилось со мной?» Таким образом, для большинства астрологов гороскоп является не отображением всего, что человеку нужно подавить, а вместо этого пожизненным доверенным спутником, который путешествует вместе с ним во времени.

Кроме того, многие астрологи обнаружили, что отрешенность, предлагаемая гороскопом, предоставила им ценный жизненный инструмент. Голландский философ Барух Спиноза (1633-1677) утверждал, что если у человека был внешний образ самого себя, который был независим от времени – sub specie aeternitatis, что переводится как «инструмент вечности» — то этот человек получал выгоду от такой отрешенности [3] . Спиноза утверждал, что с помощью этого инструмента можно сосуществовать со своей судьбой в большей гармонии. («Судьба» на этом этапе истории стала рассматриваться как детерминизм.) Он считал, что этот гипотетический инструмент – это вневременное зеркало времени собственной личности – можно использовать как способ отступить от периодов эмоциональной турбулентности, и, таким образом, не стать жертвой своих эмоциональных напряжений.
Совсем недавно социолог Энтони Гидденс выступил со взглядами, схожими со взглядами Спинозы, когда утверждал, что, чтобы иметь возможность сформировать сильное чувство личной идентичности, индивидуум должен понять себя в «условиях своей биографии… [и] …во времени и пространстве…», и что индивидууму нужна концепция как себя самого, так и других людей [4] . В своих аргументах Гидденс не подразумевал астрологов, а Спиноза не был астрологом (он был философом и шлифовщиком линз), но, не зная того, оба эти человека описывали роль гороскопа, используемого сегодня многими астрологами.
Как уже было сказано, именно гороскоп показывает нам судьбу нашей жизни. Он достигает этого благодаря своему формированию и постоянной чувствительности к ньютоновской механике солнечной системы: циклам планет и вращения Земли. Эти циклы дают представление о нашей жизни во времени – в прошлом, настоящем и будущем. Гороскоп содержит нашу биографию, которая, в свою очередь, становится нашей собственной жизненной историей. Элементы памяти любого астролога будут иметь астрологические отметки, такие как «это было мое время транзита Нептуна» или «это то, что произошло во время моего последнего транзита Сатурна». Поскольку мы – астрологи, наше представление о прошлом и будущем все заполнено такими отметками.

Но гороскоп – нечто больше, чем маркер времени, поскольку он дает нам уникальную индивидуальность и одновременно предлагает нам членство в сообществе. Собственная уникальность отдельного человека гарантируется, поскольку каждый гороскоп в истории человечества является самобытным. С чрезвычайно редкими исключениями в случае близнецов, идентичных по времени и месту рождения, ни один человек из прошлого, настоящего или будущего не будет иметь ни с кем общего гороскопа. Тем не менее, часть своих гороскопов мы разделяем с гороскопами других людей. Датчанин Дэйн Радьяр напомнил нам, что наш персональный гороскоп тоже является «космической подписью» [5] . Мы разделяем эту космическую подпись с другими астрологами. Например, наш знак Солнца подобен «животному тотему» в нашем сообществе; человек – Овен или Телец, и хотя он больше, чем просто знак Солнца, этот знак по-прежнему является точкой нашей встречи с другими астрологами. Кроме того, у нас может быть квадрат Солнца к Сатурну, и по существу мы будем разделять свои истории с другими людьми, имеющими аналогичный аспект. Знак нашего Солнца, восходящий знак, знак Луны и наши различные аспекты по отдельности все предлагают нам членство в глобальном астрологическом сообществе. Таким образом, наш гороскоп обеспечивает нам много точек пересечения или частичного совпадения нашего опыта с опытом других людей, что позволяет и способствует членству в коллективной идентичности, хотя в то же время отличительная комбинация частей нашего гороскопа дает нам автономию. Благодаря нашему гороскопу, напоминающему нам о нашей уникальности, мы также можем оценить уникальность других. Гороскоп дарит нам самоощущение, которое включает в себя индивидуальность, членство в сообществе и эмпатию.

Однако, то, что справедливо для гороскопа, справедливо и для судьбы, поскольку гороскоп и судьба неотделимы друг от друга. Таким образом, понимая роль гороскопа, мы можем узнать немного больше о судьбе. Знание нашей судьбы придает смысл нашей жизни, помещая события в чувство порядка или схемы, точно так же, как гороскоп. Признавая существование судьбы и необходимость придерживаться упорядоченного мира, в котором мы живем, мы обретаем смысл собственной жизни. Наше понимание общей или разделенной с кем-то судьбы, описываемой внешними планетарными циклами или внешними планетами, меняющими знак, обеспечивает нам членство в более широком сообществе других людей и в одушевленном космосе. Именно понимание уникальности нашей судьбы дарит нам сопереживание и понимание. Судьба – это подарок космоса, а не проклятие.

Судьба и история

Именно в практике прогностической астрологии гороскоп действительно становится спинозийским инструментом sub specie aeternitatis, инструментом, который все время сохраняет свою геометрию – прошлое, настоящее и будущее. Тем не менее, жизнь – больше, чем геометрия; она существует, сохраняя повторяющиеся схемы. Эти схемы обеспечивают порядок нашей жизни, и этот порядок мы называем «историей». По мере продвижения вперед во времени мы помещаем все наши жизненные события в собственную повествовательную структуру. Таким образом, будучи астрологами, мы воспринимаем судьбу через объектив нашей истории. В некоторых определениях самости понятие личной идентичности в современном обществе считается исключительно выражением истории жизни человека [6] . Но это не относится к астрологам, так как мы рассматриваем себя как через свой гороскоп, так и через свою историю. Таким образом, транзит (или направление) формирует часть нашего жизненного повествования, которое исходит из формы самости, определенной нашим натальным гороскопом. Действительно, для нас наша личная жизненная история создает нашу судьбу и одновременно сама является ее созданием.

Следовательно, когда астрологическое событие является динамичным, текучим и движущимся, оно выносит столько же значения из своего отношения к другим частям повествования, сколько из собственного вклада в повествование. Выражаясь более кратко, предсказуемое событие, такое как транзит или прогрессия, необходимо читать с учетом его места в жизненной истории. Рассмотрим набор из четырех транзитов без каких-либо других данных гороскопа. Я привела здесь простые ключевые понятия, чтобы помочь выстроить историю, но у вас могут быть другие ключевые понятия, которые вы могли бы добавить в эту таблицу.

ТранзитКлючевые понятия
t Обязательство, эмоциональная ответственность, изоляция, разделение.
t Усталость, болезнь, чувство замороженности, время бессилия, заболоченность жизнью.
t Тяжесть, беспокойство, тяжелая рабочая нагрузка, ощущение нехватки ресурсов.
t Новые идеи, мечты, вдохновение, обман, замешательство.

Каждый из этих транзитов можно анализировать индивидуально, с учетом их знаков и домов, а также домов, управляемых вовлеченными планетами, которые все являются важными компонентами в устанавливании очертаний транзита, о чем я подробно говорила в другом месте [7] . Тем не менее, столь же важна последовательность транзитов, формирующих повествование. Рассмотрим эти транзиты, расположенные в следующей последовательности (см. последовательность 1).

Последовательность №1 t t t t
1 2 3 4

В этом примере повествование описывает человека, переживающего период трудностей или переутомления (1-й транзит), за которым следует, что человек, возможно, заболел, физически истощен или испытывает нехватку ресурсов (2-й транзит). В результате этого истощения он решает или вынужден сделать перерыв в работе. Это позволяет ему помечтать или принять участие в более творческом процессе, который помогает ему увидеть новый путь, о котором он раньше не знал (3-й транзит). Он выходит из этого трудного времени, взяв на себя обязательство по новому проекту (4-й транзит). Если предположить, что это упрощенное чтение (поскольку оно не обращает никакого внимания на вовлеченный гороскоп или личную историю), его цель состоит в том, чтобы показать, что каждый транзит нужно читать как часть непрерывного повествования.

Если перестроить эту последовательность так, что порядок транзитов в жизни человека изменится, то эти же транзиты будут описывать другое повествование (см. Последовательность 2 ниже).

Последовательность №2 t t t t
1 2 3 4

Эта последовательность может быть прочитана и как история о лице, выполняющем обязательства перед другим лицом или проектом или прекращающее отношения (1-й транзит). В результате этого обязательства или этих проблем во взаимоотношениях человек оказывается обессиленным или усталым (2-й транзит). Это приводит его к тому времени, когда он чувствует себя заблокированным или недостаточно обеспеченным ресурсами, ко времени борьбы (3-й транзит). В результате этой борьбы, связанной с жизнью, он либо бросает свою группу, либо ищет другую помощь или духовное утешение (4-й транзит).

Таким образом, каждый транзит имеет целый ряд возможных значений, но только когда они рассматриваются в своей определенной последовательности, то можно прочесть повествование, сформированное ими; как повествование, так и транзиты (или направления) несут в себе судьбу человека. На практике эти транзиты могут перекрывать друг друга: если один начнется раньше другого, или если они выровнены во времени, то вам нужно будет рассмотреть, какой транзит сильнее, какой берет на себя инициативу [8] .

Рассмотрим другой пример, в котором задействованы только два транзита. Клиент приходит к вам с беспокойством о здоровье своей пожилой матери, которая живет с ним.

Транзиты в 3-й последовательности (ниже) подразумевают, что здоровье матери клиента ухудшится до такой степени, что либо она умрет, либо ее нужно будет поместить в дом престарелых. В этом примере судьба клиента, его жизненный сюжет, акцентируется темой тяжести эмоций и вопросов изоляции или разделения: транзит Сатурна соединяется с натальной Луной. Однако, вслед за транзитом Сатурна наступает транзит Урана. Это говорит о том, что после ухудшения здоровья матери клиент неожиданно обнаружит, что его повседневная жизнь изменилась. Потеря матери в повседневной жизни клиента фактически освобождает его: транзит Урана противостоит натальному Солнцу. Это не уменьшает его горе или беспокойство, но показывает, что клиент, как правило, обнаруживает, что в конечном итоге его повседневная жизнь стала проще.

Тем не менее, история совсем другая при последовательности 3 (ниже), так как теперь клиент борется с потребностями своей матери. Он пройдет через период, когда его работа или жизнь станут более требовательными к нему, и поэтому он борется с желанием большей свободы, находящейся в противостоянии с семейными обязательствами (транзит Урана). В результате этой борьбы клиент получает стимул помочь своей пожилой матери, либо переместив ее в дом престарелых, либо найдя помощницу для того, чтобы заботиться о ней в ее собственном доме. Последовательность 3 подразумевает ухудшение состояния матери, в то время последовательность 4 предлагает перестановки, связанные с проблемами матери, и, скорее всего, не связанные с ухудшением ее здоровья.

Последовательность №3 Последовательность №4 t t t t
1 2 1 2

Суть этих двух простых примеров состоит в том, что, рассматривая конкретный транзит (или предсказуемое событие), необходимо смотреть за пределы этого единственного транзита. Если вас беспокоит сложный транзит, посмотрите, что следует за ним. Поистине трудное время будет содержаться в течение не одного транзита, а на протяжении трех или четырех лет сложных транзитов, потому что таков характер эмоциональной жизни людей. Если случится страшный кризис, то потребуется примерно три года, чтобы выйти из чувства темноты – и это должно отразиться на прогностической работе. В сочетании с методами прогностической астрологии это важное соображение при работе с эмоциональной жизнью человека. Астрологически разница между сложным годом и жизненным кризисом содержится не только в одном транзите (или направлении), а скорее в последовательности и/или перекрытии транзитов в повествовании.

Однако, остается открытым вопрос, действительно ли мы можем изменить нашу историю, выражение нашей судьбы.

Участие в судьбе: входя в собственную историю

В первой части этой статьи я предположила, что существование судьбы было поддержано представлением Эдмунда Гуссерля о жизненном мире. Идея Гуссерля заключалась в том, что на каждого уникального человека влияет взаимосвязанный мир, содержащий в себе все живые и неживые существа, а также историю личности и его культурное происхождение, и что одновременно каждый человек влияет на этот мир [9] . Ваша судьба, утверждаю я, является следствием вашего членства в космическом жизненном мире, наполненном «толчком и стимулом» «всего». Таким образом, ваша судьба находится в состоянии становления, а не в твердом фиксированном состоянии бытия.

Из этого следует, что ваша судьба не является неизбежной, и ее изменчивость не находится исключительно под вашим контролем. В действительности, она находится не под каким-то одним влиянием, но, скорее, под влиянием жизненного мира – вас, вашей истории и вашей культуры, а также всех других форм жизни и составляющих компонентов земли и неба. Ваша судьба, следовательно, является результатом схем, которые формируются и увековечиваются посредством ваших действий над жизненным миром и действий жизненного мира над вами. Тем не менее, хотя ваша роль кажется маленькой, вы не находитесь в стороне от своей судьбы. Вы не зритель, наблюдающий за играми на шахматной доске своей жизни, как описано в часто цитируемом стихотворении Омара Хайяма [10] :

Мир я сравнил бы с шахматной доской:
То день, то ночь. А пешки? – мы с тобой.
Подвигают, притиснут, – и побили;
И в темный ящик сунут на покой.

Вместо этого вы находитесь «в игре», не контролируя ее части, а принимая в ней участие. Если вы поймете эту центральную точку картины, вы сможете войти в историю своей жизни, заняв свое место в жизненном мире и используя прогностическую астрологию для того, чтобы она сообщала вам, какие действия нужно предпринять сейчас, чтобы иметь возможность изменить будущее или внести свой вклад в его форму.

Астролог. Специализация — визуальная и предсказательная астрология, интерпретация влияния звезд в западной астрологии. Преподает астрологию с 1980. В феврале 1990 совместно с Даррелин Гинцбург основала астрологическую школу «Astrologos». В 2003 году переехала в Бристоль (Великобритания). Имеет степень магистра в области культуры астрономии и астрологии от Bath Spa University, Великобритания. В сентябре 2006 года за «особые заслуги перед астрологией» была удостоена престижной премии Чарльза Харви от Астрологический ассоциации Великобритании. В 2008 году Б.Брэди получила премию «Регул» в области теории и понятий от UAC (Денвер, США). Преподает в «Astrologos», читает лекции в Bath Spa University и Уэльском университете, сотрудничает с Плимутским университетом, проводит мастер-классы и разрабатывает дизайн программы.