В соответствии с приказом главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности №723 от 14.12.2015г. «Об организации и проведении практической подготовки студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, на базах краевых медицинских организаций» все студенты, обучающиеся в медицинских колледжах и медицинском университете должны проходить производственную практику в лечебно-профилактических учреждениях, что подразумевает наличие договора между данными учреждениями и возможность контроля за обучающимися со стороны кураторов.
Такие договоры регулярно заключаются между КГБУЗ «Городская больница №12, г. Барнаул» и КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж»; КГБ ПОУ «Родинский медицинский колледж»; ФГБОУ ВО АГМУ по профилю специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело в педиатрии».
Участие студентов в оказании медицинской помощи гражданам осуществляется под контролем медицинского персонала, занимающего штатные должности в медицинской организации, при соблюдении медицинской этики и согласии пациентов или их законных представителей. Медицинский персонал, осуществляющий контроль за участием студентов в оказании медицинской помощи гражданам, несет ответственность в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Составной частью образовательной программы среднего профессионального образования является практическое обучение студентов, которое включает учебную и производственную (профессиональную) практику. Первый этап производственной практики направлен на получение первичных профессиональных умений и навыков (ППН). Этот этап проходят студенты 2 курса медицинского училища и колледжей после окончания учебной практики по основам сестринского дела. Основная цель проведения данного этапа производственной практики – закрепление, углубление, систематизация знаний, полученных при изучении предмета “Основы сестринского дела”, формирование первичных профессиональных умений и навыков в условиях лечебно-профилактических учреждений.
Именно опытные медицинские сестры обеспечивают условия проведения практики, помогают студентам в осуществлении поставленных целей: систематизации, углублении и закреплении знаний, полученных на теоретических и практических занятиях по основам сестринского дела в училище; отработке умений и навыков в условиях стационара, согласно требованиям практики; подготовке к самостоятельной трудовой деятельности; воспитании трудовой и профессиональной ответственности; соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии при работе с пациентами; формировании и совершенствовании коммуникативных качеств. Активная позитивная деятельность сестринского персонала создает единое образовательное пространство для студентов, что, в свою очередь, позволяет решить не только учебные задачи образовательного учреждения, но и помочь в решении одной из приоритетных проблем здравоохранения, связанной с дефицитом сестринского персонала в лечебно-профилактических учреждениях, продемонстрировать особенности работы медсестры.
В результате прохождения производственной практики студенты приобретают следующий практический опыт:
- обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
- обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в учреждениях здравоохранения;
- применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики;
- соблюдения требований техники безопасности и пожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций;
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- ведения медицинской документации;
- обеспечения безопасной больничной среды для пациента, его окружения и персонала;
- проведения текущей и генеральной уборки помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
- составлению памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания;
- использования правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного;
- сбора информации о состоянии здоровья пациента;
- определения проблемы пациента, связанных с состоянием его здоровья;
- оказания помощи медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
- оказания помощи при потере, смерти, горе;
- обеспечения приема пациентами лекарственных препаратов,
- осуществления контроля режима питания и двигательной активности по назначению врача;
- выполнения фармакотерапии по назначению врача;
- проведения подготовки пациентов для лабораторного и инструментального исследования;
- выполнения алгоритма сестринской помощи по назначению врача при неотложных состояниях;
- выполнения различных видов инъекций, приготовление систем для в/в введения лекарственных средств;
- оказания помощи врачу при выполнении сложных процедур и манипуляций;
- обучения пациентов самоуходу и правилам приема лекарств;
- заполнения утвержденной медицинской документации;
- проведения мероприятий по профилактике пролежней;
- осуществления подготовки перевязочного материала, халатов, медицинского инструментария, дренажей, биксов к стерилизации;
- проведение реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией.
За первый квартал в нашем учреждении прошли производственную практику студенты следующих обучающих заведений:
КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж» – 95 человек по профилю специальности: «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика», «Лечебное дело», «Сестринское дело в педиатрии».
КГБ ПОУ «Родинский медицинский колледж» – 30 человек по профилю специальности: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело в педиатрии»
ФГБОУ ВО АГМУ – 93 студента Лечебного и Педиатрического факультетов.